Митрополит Волоколамский Иларион: Литургия Преждеосвященных Даров наполняет наши сердца особым духом внутреннего мира
Вечером 23 марта 2012 года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в столичном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филарет (Булеков) и клирики храма.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Литургия Преждеосвященных Даров наполняет наши сердца особым духом — это дух внутреннего мира и покоя, который столь необходим человеку в его повседневной жизни. Ведь как часто оказывается, что мы бываем растерзаны нашими собственными страстями, жизненными обстоятельствами, а также внешними впечатлениями, которые получаем от других людей или через средства массовой информации…
Для чего необходим внутренний мир? Прежде всего для того, чтобы среди бушующего моря мира сего сохранять внутреннее спокойствие, чтобы страсти, которые бушуют вокруг нас, не врывались в наше сердце, чтобы мы всегда пребывали в покое наших телесных и духовных сил. Только так мы можем сохранить внутреннюю чистоту и целомудрие, противостоять нападению противника, который пытается всеять в сердце человека семена суеты, раздражения и гнева. Мы становимся особенно уязвимы, когда теряем внутренний мир — тот внутренний стержень, который позволяет нам плыть по волнам житейского моря, не утопая в них.
Нередко люди замечают, что в Великом посту труднее сохранить внутреннее спокойствие — то ли от того, что мы мало едим, то ли от того, что едим не то, к чему привыкли, то ли от того, что бесы на нас нападают, а мы не можем сопротивляться этому. Святая Церковь употребляет разнообразные способы и усилия для того, чтобы вернуть нам внутреннюю тишину, которую мир сей у нас постоянно похищает через внешние впечатления и страсти — все то, что окружает нас и невольно затрагивает наши души и сердца. И одним из таких средств является Литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается особенным молитвенным характером, и неслучайно церковный устав предписывает совершать ее в вечернее время, когда человек уже закончил дела дня, завершил свою обычную работу и жизнедеятельность, когда заходит солнце и сама природа призывает человека к тому, чтобы остаток суток до того, как он отойдет ко сну, провести в покое душевных и телесных сил. Именно в такое время мы накапливаем духовные силы, которые нужны нам для того, чтобы жить. В течение дня мы их расточаем — на работе, общаясь с друзьями или с недругами, а также с родственниками, ближними и дальними знакомыми. Если же внутренний наш запас сил не восполняется, то постепенно мы теряем способность спокойно встречать искушения, скорби и те внешние впечатления, с которыми постоянно сталкиваемся.
Но через Литургию Преждеосвященных Даров Господь не только помогает нам собрать свои собственные внутренние силы, но дает и Свою благодатную силу, которая перекрывает все человеческие возможности и помогает в полной мере ощущать себя христианами. Господь дает нам уже не только естественные, но и сверхъестественные возможности для совершения всего, к чему Бог нас предназначил.
Великий пост — особое время. Это время покаяния, духовной сосредоточенности, сдержанности, и именно в Великом посту Церковь предлагает нам прекрасную и величественную, молитвенную и благоговейную Литургию Преждеосвященных Даров для того, чтобы мы, придя в храм, соединились с Богом в молитве и успокоились, отрешились от всяких житейских забот и попечений и участвовали в богослужении, в котором ангелы принимают участие, чтобы укрепились в Божественной благодати, которую мы приобретаем, когда причащаемся Святых Христовых Таин.
Будем просить Господа, чтобы Он помог нам достойно завершить поприще Великого поста, чтобы пост стал для нас временем покаяния, духовного совершенствования, исправления и сосредоточения, чтобы в эти дни мы научились по-новому смотреть на наш собственный внутренний мир и на то, что нас окружает, чтобы Великий пост приготовил нас к Страстной седмице, а Страстная седмица — к празднику Святой Пасхи, когда Сам воскресший Господь озарит светом наши сердца. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС