Митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
В рамках онлайн-проекта Синодального информационного отдела «Актуальное интервью» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на наиболее интересные вопросы посетителей сайта:
1. Для чего нужно участие Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей? И для чего нужны контакты с католиками? Что у них такого ценного?
Алексей из г. Санкт-Петербург
Всемирный совет церквей (ВСЦ) — это крупнейший христианский форум, ставший уникальной площадкой для регулярных встреч представителей различных Церквей и общин. Членами этой организации являются почти все Поместные Православные Церкви, все Древневосточные (дохалкидонские) Церкви и множество протестантских церквей. Римско-Католическая Церковь, не являясь членом ВСЦ, участвует в работе комиссии «Вера и устройство». Таким образом, благодаря этой организации христиане всего мира имеют возможность вести диалог друг с другом в стремлении преодолеть существующие разногласия, а также совместно участвовать в обсуждении социальных, политических и экологических проблем.
Подобно другим Православным Церквам, Русская Православная Церковь в качестве члена ВСЦ видит свою задачу в свидетельстве о Предании Древней неразделенной Церкви. Это не значит, что православные не встречаются с проблемами внутри ВСЦ. Одной из них была, например, процедура принятия решений в этой организации. Однако согласованное взаимодействие всех православных членов Совета помогает решать подобные проблемы. Прекратить свое членство в ВСЦ было бы, на мой взгляд, неправильным. Если бы Русская Церковь не была членом ВСЦ, она не имела бы тех возможностей для осуществления своей миссии проповеди Православия, которые ей предоставлены в рамках это организации. Контакты с другими Церквами были бы затруднены.
Что касается Римско-Католической Церкви, то нельзя забывать, что это крупнейшая в мире Церковь, представляющая древнюю западную христианскую традицию. Рим и Восточные Церкви пребывали в единстве в течение всего первого тысячелетия христианства, и нас до сих пор многое объединяет. Несмотря на существующие вероучительные различия между православием и католичеством, по многим актуальным проблемам современности у нас близкие позиции. Это касается, прежде всего, вопросов личной и общественной морали, биоэтики, социальной проблематики. В этих сферах Римско-Католическая Церковь и Православные Церкви активно сотрудничают, чтобы вместе противостать тому нравственному разложению, которое мы наблюдаем в современном мире.
2. Существует ли проект или действующий порядок предоставления места жительства в России православным христианам, гонимым в других странах за веру?
Владислав из г. Люберцы Московской области
Такого целенаправленного проекта в современной России нет. Сегодня часто приходится слышать, что христианам, подвергающимся преследованиям, нужно создать условия для свободной эмиграции в более благополучные страны. Иногда это, действительно, единственный возможный выход. Но если обеспечение эмиграции станет главным направлением наших усилий по защите страдающих собратьев, не послужит ли такая деятельность только на руку преследователям? Их цель как раз и состоит в выдавливании христианского населения и его принуждении к эмиграции. Напротив, мы призваны всячески оказывать содействие тому, чтобы христиане могли чувствовать себя в безопасности, живя на земле своих предков. В своем Отечестве они не должны ощущать себя гражданами второго сорта. Христианской молодежи в странах, где происходит преследование христиан, нужно дать понять, что ее будущее связано с родной землей, что христиане живут на ней не как нежеланные гости, но как полноправные сыновья и дочери.
В то же время, я считаю, что Церковь в деле защиты гонимых христиан может рассчитывать на помощь государства. На недавней встрече премьер-министра В. В. Путина с руководителями традиционных конфессий России я выразил пожелание, чтобы систематическая защита христиан, проживающих в тех регионах мира, где они сейчас подвергаются гонениям, стала одним из направлений российской внешней политики. Я сказал премьер-министру о том, что сильная Россия – эта та Россия, которая защищает христианское население в таких странах, в том числе требуя гарантий соблюдения их прав в обмен на политическую поддержку и экономическую помощь. Отвечая на эти слова, Владимир Владимирович сказал: «Не сомневайтесь, что так оно и будет. Сомнений никаких нет».
3. Ведутся ли переговоры по вопросу возвращения Православной Церкви храма Святой Софии в Константинополе?
Владислав из г. Люберцы Московской области
Этот вопрос очень сложный. Напомню, что храм Святой Премудрости Божией, построенный при императоре Юстиниане в VI веке, был главным собором столицы Византийской империи и Константинопольского Патриархата. После завоевания Константинополя в 1453 году храм функционировал как мечеть вплоть до 1935 года, когда согласно декрету Ататюрка был обращен в музей. Тогда же была снята штукатурка, закрывавшая уцелевшие остатки мозаичного убранства храма.
За пределами Турции, в частности, в США существует группа активных мирян, ратующих за возвращение Святой Софии статуса действующего христианского храма. Но на нее претендуют и мусульмане, составляющие подавляющее большинство населения Турецкой Республики. Подход к этой теме требует предельной деликатности.
4. Почему на руководящих должностях в официальных церковных организациях работает мало женщин и до сих пор нет ни одной женщины — руководителя синодального отдела? Нет ли в этом дискриминации по половому признаку?
Елена из г. Москва
Нужно заметить, что сейчас в церковных административных структурах трудятся многие женщины, которые выполняют столь же ответственные задания, что и мужчины. С канонической точки зрения нет никаких препятствий, которые мешали бы православным женщинам занимать и должности руководителей церковных учреждений. Если найдутся подходящие кандидатуры, то священноначалие Русской Православной Церкви вполне может принять соответствующее решение. Однако такое назначение должно носить разумный, а не демонстрационный характер.
У заданного вопроса, на мой взгляд, есть и определенный подтекст. Возможно, его автор разделяет популярную в наши дни идею о равенстве ролей мужчины и женщины в обществе, которую пытаются активно внедрять страны западного мира. В традиционном понимании женщина – хранительница домашнего очага, любящая и заботливая супруга и мать. На ее плечах большая ответственность за мирный дух в семье. Насаждение же мнения, будто главное в жизни – это карьера, приводит к негативным последствиям, к уничтожению исконного предназначения женщины.
Церковь не будет автоматически воспринимать чуждые социально-гендерные идеологии. Христианская традиция исходит из того, что «сильный» и «слабый» пол должны дополнять друг друга, играть особые, но не одинаковые роли в обществе, семье, Церкви. Попытки же стереть различия между мужчинами и женщинами являются тревожными сигналами обеднения общества.
5. Может ли православный человек посещать костелы или синагоги в экскурсионных целях? Если да, то как он должен себя вести? Как я понимаю, у католиков не прикладываются к изображению Девы Марии?
Аэлита (Анна) из г. Москва
Православный человек, конечно, может посещать храмы других исповеданий, особенно когда он находится за границей или «в экскурсионных целях». Невозможно познакомиться с культурой другой страны, не посещая храмов, в которых нашло выражение духовное наследие ее народа. Как можно, например, посетить Рим и не побывать в соборе святого Петра или быть в Париже и не зайти в собор Парижской Богоматери? Кроме того, что эти храмы являют собой высочайшие образцы религиозного искусства, в них хранятся великие святыни всего христианского мира, почитаемые и в Православной Церкви: я имею в виду мощи апостола Петра в соборе его имени в Риме и Терновый венец Спасителя в соборе Парижской Богоматери. И это лишь два примера. Во многих храмах на Западе хранятся святыни, поклониться которым едут и православные паломники. Одной из самых почитаемых святынь являются мощи святителя Николая Чудотворца, пребывающие в католической базилике в Бари. Когда Вы находитесь перед такими святынями, пусть они пребывают и не в православных храмах, Вы естественно можете помолиться и поклониться им.
При посещении храмов других исповеданий следует вести себя уважительно по отношению к ним как местам молитвы и богопочитания.
6. Смирение — это осознание себя греховнее и хуже всех. Означает ли это, что смиренный человек — это человек с заниженной самооценкой? Какой должна быть самооценка у православного христианина?
Юлия из г. Нижний Новгород
«Мы рабы ничего не стоящие» (Лк. 17, 10) — так Господь рекомендует Своим ученикам оценивать себя независимо от совершенных дел, талантов, способностей. Человеку, воспитанному на идеалах культуры потребления и ориентированному на успех только в этой жизни, ставящему в центр бытия собственное «я», подобное требование кажется нелепым. Но ведь и сама проповедь Христа распятого во все времена была для мира безумием. На самом же деле именно «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3, 19), а духовная нищета, которая, по мысли святителя Григория Нисского, есть смирение, в глазах Божиих является великим богатством.
Духовная нищета и смирение — не слабость, а огромная сила. Это способность открыть Богу свое сердце, что возможно только после победы над эгоизмом и порождаемыми им страстями.
«Жертва Богу — дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», — утверждает пророк Давид в 50-м псалме. Это значит, что Господь не разрушит личность человека, который освобождает в своем сердце место для Бога. Только в этом случае человек обретает способность Богообщения, а значит — полноту жизни и счастья. И для ее достижения высота нашей самооценки не имеет никакого значения. Важно, как оценит нас Бог.
7. Христианская любовь предполагает самозабвение, желание жертвовать своими интересами ради другого человека. В таком случае не остается пространства для достижения собственных целей и индивидуального роста личности. Неужели человек должен зарыть в землю свои способности и таланты и жить жизнью другого? Как определить границу между самопожертвованием и собственной самореализацией?
Юлия из г. Нижний Новгород
Я не вижу противоречия между христианской любовью и ростом личности. Наоборот, христианская любовь как раз и помогает развитию в человеке лучших его качеств, способствует подлинной реализации его возможностей. А вот достижению некоторых жизненных целей любовь, действительно, может и помешать. Например, в том случае, если главной целью человек считает стяжание земного благополучия любой ценой.
Да, ценой счастья других можно достичь в этой жизни того, что понимается под успехом. Но он не принесет радости. И это подтверждается множеством примеров. Сколько людей, по земным меркам успешных и состоявшихся, ищут забвения в алкоголе, наркотиках и иных средствах ухода от такой, казалось бы, прекрасной действительности!
Если Вы данные Вам от Бога таланты будете использовать только для себя, то, как раз и закопаете их в землю. Если же Вы послужите этими талантами ближним, то умножите их и получите высшее и нетленное богатство — вечную жизнь. Разумеется, этот аргумент действенен только для тех, для кого вечность — не отвлеченное понятие, а реальность, то есть для верующих людей.
Что касается границы между самопожертвованием и самореализацией, то она определяется силой Вашей любви.
8. Церковь всегда запрещала разводы и призывала к сохранению семьи. Но у нас сейчас имеют место разводы на религиозной почве, когда один из супругов приходит к Богу и начинает навязывать церковный образ жизни членам своей семьи, которые этого не хотят. В результате такая растущая религиозность приводит к ссорам и конфликтам, а иногда и к разводу. Как вернуть утраченный мир в семье?
Юлия из г. Нижний Новгород
Разводы на религиозной почве имеют место только тогда, когда один из супругов, придя к Богу, ложно понимает свои обязанности по отношению к членам своей семьи, проявляя «ревность не по разуму». Нельзя навязать церковный образ жизни близким, если они этого не хотят. «Невольник — не богомольник», — гласит народная мудрость. Религиозность (я имею ввиду религиозность христианскую, евангельскую) должна проявляться прежде всего в любви, которая «долготерпит, милосердствует… не превозносится, не гордится… все покрывает… все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).
Конечно, человек, открывший для себя радость веры, хочет приобщить к ней и своих близких, тех, кого он особенно любит и кому желает добра. Но лучший способ для этого — личный пример, дабы люди, увидев исходящий от верующего близкого человека свет, сами захотели последовать за таким человеком. Если же этого не происходит, не следует отчаиваться. Ведь, по слову апостола Павла, «неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14).
9. Как Церковь относится к неравному (по возрасту) браку, когда, например, муж старше жены на 20 и более лет и фактически годится ей в отцы? Считается ли такой брачный союз безнравственным или греховным?
Юлия из г. Нижний Новгород
Разница в возрасте не является препятствием к браку, если в его основе лежит нечто большее, чем желание получить какие-то выгоды, пусть и взаимные. Для христиан брак является не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Создание христианской семьи есть создание домашней церкви, все члены которой имеют своей целью прежде всего возрастание в духе и истине. Прочность христианского брака основывается на любви, которая неразрывно связана с самопожертвованием.
Если же при заключении брака преследуются цели эгоистичные: удовольствие, богатство, положение в обществе и т.д., то такой брак непрочен изначально, независимо от разницы в возрасте.
10. Какова роль Русской Православной Церкви в мировом Православии сегодня? Скажется ли авторитет нашей Церкви, самой многочисленной из Поместных Церквей, на обсуждениях в рамках предстоящего Всеправославного Собора?
Ольга из г. Москва
Русская Православная Церковь, существующая уже более 1000 лет и прошедшая в XX веке через горнило беспрецедентных гонений и притеснений от атеистической власти, в настоящее время является наиболее динамично развивающейся и растущей Церковью. Возрождение и расцвет Русской Церкви с воодушевлением воспринимается и братскими Поместными Православными Церквами, отношения с которыми в настоящее время также находятся на подъеме.
Одной из важных сфер сотрудничества с другими Поместными Церквами является подготовка к Всеправославному Собору. Делегации Московского Патриархата самым активным образом участвуют во всех заседаниях Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославных предсоборных совещаниях. Думаю, что в ходе заседаний самого Собора позиции Русской Православной Церкви по всем вопросам повестки дня будут должным образом учтены.
Чтобы голос каждой Церкви, независимо от ее величины и значения в истории и в современности, был услышан, мы последовательно отстаиваем принцип консенсуса в принятии общеправославных решений как на стадии подготовки, так и в ходе самого грядущего Собора. Кроме того, нам представляются немаловажными принципы представительства на Соборе, которые нам еще предстоит обсудить с другими Поместными Церквами. По самому замыслу и наименованию Собора как Великого в нем должны участвовать, на наш взгляд, по крайней мере, все канонические православные архиереи, управляющие епархиями. Мы надеемся услышать на Соборе консолидированный голос всего Православия, в котором проявится истинное единство Православной Церкви, ее непоколебимая верность апостольскому и святоотеческому Преданию.