Митрополит Иларион: Там, где власть не основана на любви, она никогда не принесет добрых плодов
29 февраля 2012 года, в среду первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Великое повечерие. По прочтении покаянного канона преподобного Андрея Критского митрополит Иларион обратился к молящимся со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В течение Великого поста мы обращаемся к Богу с молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» В предыдущие дни мы говорили с вами о грехах праздности и уныния, сегодня же я хотел бы сказать несколько слов о любоначалии. Славянское слово «любоначалие» можно буквально перевести как любовь к начальствованию. Его ближайший эквивалент в русском языке – слово властолюбие.
Почему мы обращаемся в молитве к Богу с просьбой избавить нас именно от этого греха? Потому что в нем коренятся причины многих других грехов и бедствий, постигающих человека. Человеческий мир так устроен, что большинство людей находится в подчинении друг у друга. Лишь редкие люди не подчиняются никому. Система подчинения существует и в семье, и в профессиональной деятельности, и в гражданском законодательстве. Подданные подчиняются властям, подчиненные – своим начальникам, в семье младшие подчиняются старшим. Так уж устроено человеческое сообщество, что люди не равны между собой. Они не равны по своим способностям, не равны по своим функциям. Именно поэтому все попытки уравнять людей приводили к тяжелейшим бедствиям для человечества.
Но почему так опасно любоначалие? Не потому, что власть опасна сама по себе, а потому что опасно для человека стремиться к власти как таковой, к власти как самоцели. Так, власть дается правителям для того, чтобы они употребляли ее во благо своих подданных. Если человеку на его профессиональном поприще дается власть над другими людьми, то он должен употреблять свое начальственное положение для пользы дела. Если в семье принадлежит кому-то власть, нужно помнить, что она была дана для того, чтобы человек заботился о других членах семьи, чтобы он им помогал. И когда апостол Павел, рисуя картины семейной жизни, говорит, что жена должна бояться своего мужа, а муж должен быть главой жены, он говорит это не для того, чтобы нарушить естественный баланс семейных отношений или способствовать властолюбию мужчины, а для того, чтобы показать ответственность, которая лежит на муже, — за жену, за детей, за материальное и духовное благосостояние семьи.
Понятие власти нерасторжимо соединено с понятием ответственности. Если человеку дается власть, значит, на него возлагается ответственность. И чем больше у него власти, тем больше ответственности. Поэтому те люди, которые стремятся к власти как самоцели, делают очень грубую и подчас фатальную ошибку: они думают лишь о том, что власть даст им неограниченные возможности влияния на других людей, но забывают, что от них как представителей власти будут требоваться особая отдача, особый подвиг.
Понятие подвига тоже нерасторжимо связано с понятием власти. Человек, облеченный большой властью, сможет употребить ее во благо только в том случае, если он будет подлинным подвижником, если не будет щадить своей жизни, своих сил, используя свою власть для пользы людей.
Понятие власти связано еще с одним ключевым понятием – служением. Властитель – это слуга. Слуга Божий и слуга людей. Власть дается человеку для того, чтобы он служил людям. В этом смысле всякий начальник оказывается подчиненным, и не только у вышестоящего начальства, но и у тех, над кем начальствует сам, потому что они ждут, что он будет распоряжаться властью со всей ответственностью им во благо.
Что же получается на самом деле, как зачастую складываются взаимоотношения между людьми? Нередко оказывается, что в основу их положено властолюбие: человеку хочется доминировать над другими, получить более высокое положение. И, получив его, он не столько думает об ответственности, служении, подвиге, сколько просто упивается тем, что оказался выше других людей, и наслаждается самим фактом своей власти над ними. Вот это и называется любоначалием.
Этот грех представляет особую опасность, потому что если человек стремится к доминированию над другими, будь то в семье или на работе, в политике, в Церкви, или в каком-либо ином служении, то это приводит к искажению самого служения и к искаженному мировосприятию у того человека, который получает власть. И тогда он все свои усилия начинает употреблять не на то, чтобы делать добрые дела, а на то, чтобы удержать власть, подобно тому, как человек, накапливающий материальные богатства, нередко думает не о том, как эти богатства употребить во благо людей, а о том, как их приумножить и удержать у себя. И вот сначала человек посвящает годы своей жизни тому, чтобы заработать какой-то капитал, а потом тратит оставшуюся жизнь на то, чтобы его сохранить, чтобы не разориться.
Точно так же многие люди вкладывают силы и используют различные средства для достижения того или иного положения, для того, чтобы приобрести власть над другими людьми, а потом заботятся только о том, чтобы эту власть удержать. Иногда человек настолько срастается со своим начальственным положением, что перестает мыслить свою жизнь без этого. Очень часто итогом деятельности таких властолюбивых людей становится глубокое разочарование и жизненная трагедия, например, когда для них наступает возраст уйти на пенсию. И вот отправляют такого человека на пенсию, а у того в жизни ничего не было, кроме положения, которое он занимал, и власти, которой он упивался и наслаждался. Он лишается власти — все остальное оказывается не в радость: ни семья, ни материальное благосостояние, ни другие блага, будь то материальные или духовные.
В этом опасность всякой власти. Вот почему мудрые люди нередко уклонялись от начальствования, избегали его. Вот почему преподобный Сергий Радонежский, когда ему предлагали стать митрополитом Московским, отказался от этого. А власть, которую он имел над своей братией как игумен созданной им обители, преподобный Сергий употреблял исключительно для блага своих братьев, заботился о них. Он со всей ответственностью относился к своему служению, не искал этой власти и не держался за нее. Именно поэтому Господь давал ему такие обильные духовные дары. Именно поэтому созданный им монастырь до сего дня является образцом не только для православного монашества, но и для всей человеческой общины.
Есть еще одно понятие, которое должно быть нерасторжимо связано с понятием власти, – это любовь. Если у человека нет любви к своим подчиненным, то это значит, что власть свою он будет употреблять не во благо им. Властолюбие – это любовь к самой власти как таковой, а не к людям, которые оказываются у человека в подчинении. А если начальник любит своих подчиненных, они отвечают ему тем же. Тогда подчиненные и работают лучше, потому что трудятся не только за деньги и не только потому, что выполняют указания вышестоящего — они работают не за страх, а за совесть. Любовь – это естественная система взаимоотношений, которая должна складываться между людьми. Любовь должна быть везде: в семье, на работе, даже в политике. Там, где отсутствует любовь, царствует грех. И там, где власть не основана на любви, она никогда не принесет добрых плодов.
Из истории мы знаем очень много случаев, когда люди приходили к власти только потому, что хотели ее получить, а получив, употребляли ее не во благо, а во зло; мы помним случаи, когда люди до последней минуты держались за власть, иногда ценой тысяч или миллионов человеческих жизней. На алтарь властолюбия в течение истории было принесено огромное количество жертв, может быть, больше, чем ради чего-либо еще. Властолюбие как стремление расширить свою власть над людьми, над территориями не раз становилось источником войн и военных конфликтов, приводило к огромным человеческим потерям. В повседневной жизни властолюбие приводит к трагедиям и кризисам как для того человека, которому свойственен этот грех, так и для окружающих его людей.
Вот почему Господь призывает нас никогда не стремиться занять более высокое место, чем то, которое мы занимаем. Вот почему Он научает нас: если тебя пригласили к столу, сядь на самое последнее место. Пусть лучше тебе предложат сесть выше, чем ты сам сядешь выше, а тебе скажут, что твое место не здесь. Вот почему, когда мать сыновей Заведеевых приступила к Иисусу со словами: «Пусть один мой сын сядет у Тебя по правую руку, а другой – по левую, когда придешь в Царствие Твое», Господь отверг эти притязания, потому что, сказал Он, «сесть по правую или по левую руку – это не от меня, но от Отца Моего» (см. Мф. 20:20–23). Царство, которое Господь принес на землю, основано не на земном понятии власти, а, прежде всего, на власти любви.
Какая власть у Христа в Церкви? Это власть над всеми нами, но власть не навязанная, а добровольно избранная нами. Это не власть насилия, а власть любви. Вся Церковь построена по тому же принципу. Каждый священнослужитель есть именно служитель: он служит Богу и людям. И чем выше его положение в Церкви, тем в большей степени он оказывается слугой, тем больше от него требуется подвиг и тем больше на него возлагается ответственность. И если его интересует только высокое положение и связанные с ним привилегии, тогда горе тому человеку, потому что суть церковного служения прямо противоположна тому, что он ищет.
Христос, будучи Богом, обладая абсолютной властью, когда дьявол приступил к Нему и сказал: «Поклонись мне и я дам Тебе все царства мира», с негодованием отверг это искушение (см. Лк. 4:6–8). Почему? Потому что земная власть не имеет никакой цены в глазах Бога, а та власть, которой обладает Бог, – это власть любви. Ее невозможно приобрести никакой ценой, и плата за нее – это ответная любовь.
В нашей повседневной жизни – профессиональной, семейной или какой-либо иной – будем стараться всеми силами избегать любоначалия, избегать властолюбия. Никогда не будем стремиться занять доминирующее положение, будь то в семье или на работе. Никогда не будем искать более высокого положения, если же оно придет к нам само, воспримем это со смирением как Божий дар и как увеличение ответственности, возлагаемой на нас Богом. И в семье будем строить свои отношения не на том, чтобы доминировать над ближними, но на том, чтобы любить их и помогать им. Будем прежде всего помнить о своей ответственности за иных людей, и тогда Господь каждому из нас будет помогать, а власть, которую Он дает, будет нами употребляться во благо.
В дни Великого поста будем сугубо обращаться к Богу с этой молитвой, которая напоминает нам о четырех грехах, являющихся источниками многих других грехов: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС