Print This Post

8 февраля 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась пресс-конференция на тему «Преподавание религии в светской школе. Опыт Литвы, опыт России».

На вопросы представителей СМИ отвечали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, председатель Епископской конференции Литвы архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс и представитель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г.В. Демидов.

Митрополит Волоколамский Иларион поприветствовал представителей прессы, собравшихся на пресс-конференцию по случаю завершения II собеседований между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью Литвы, посвященных актуальным проблемам преподавания религии в светской школе.

Председатель ОВЦС отметил, что в России был достигнут существенный прогресс в отношении преподавания религии: 28 января нынешнего года распоряжением Правительства было принято решение об обязательном преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах. «Это очень важный шаг, который мы позитивно оцениваем», — сказал председатель ОВЦС.

Архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс, отвечая на вопросы журналистов, рассказал, что преподавание религии в литовских школах ведется во всех классах. Один обязательный урок в неделю оплачивается государством; в частных школах возможны дополнительные уроки, но за них учителям платит Церковь. Преподавателей готовят в трех университетах, преимущественно на теологическом факультете в Каунасе. Преподавать религию в Литве могут как священники, так и миряне.

По словам архиепископа Тамкявичюса, среди учащихся 1-6 классов около 70-80 % желают изучать религию. В старших классах растет доля тех, кто выбирает светскую этику, но изучающие религию остаются в большинстве: 51-52 %.

Представитель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г.В. Демидов отметил, что на этапе апробации курса в российских школах возникали технические вопросы, связанные с обеспечением свободы выбора, подготовкой учителей, методическим обеспечением, но эти проблемы стали поводом для поиска эффективных решений. «На сегодняшний день существует два наиболее важных вопроса, нуждающихся в согласовании с федеральными и региональными органами управления образованием: подготовка (и в перспективе – аттестация) учителей представителями традиционных религиозных конфессий по соответствующим модулям и дальнейшая разработка учебно-методического обеспечения», – сказал он.

Митрополит Волоколамский Иларион считает, что количество часов, отведенное для преподавания религии в российских школах, недостаточно: «Мы приветствуем это как первый шаг, но будем работать над тем, чтобы «сетка» количества учебных часов расширялась. В Литве основы вероучения преподаются детям в течение всех лет обучения в школе по одному часу в неделю, и я уверен, что детям это интересно».

Митрополит Иларион рассказал о собственном опыте преподавания Закона Божия в русской школе, находившейся неподалеку от кафедрального собора в Каунасе, где он служил в начале 1990-х годов. Начавшись с одного «пробного» урока, эти занятия вызвали у учеников такой интерес, что будущему председателю ОВЦС три дня в неделю  приходилось посвящать преподаванию Закона Божия уже в десяти классах школы. «Когда обратились из другой школы и я стал преподавать еще и там, я понял, что превращаюсь из настоятеля собора в школьного учителя. Тогда я собрал своих прихожан, нашел самых способных, провел с ними занятия и они тоже стали ходить в школы. Так довольно быстро мы охватили большое количество детей в нескольких русских школах», – рассказал журналистам владыка Иларион.

Этот опыт, по словам митрополита Илариона, с большой очевидностью показал, что преподавание религии в каждом классе и в любом возрасте «актуально и значимо». «Сейчас у нас религия будет преподаваться в 4-м классе. Но 4-й класс – это лишь определенный этап в развитии ребенка. Я считаю, что и первоклассники, и старшеклассники должны узнавать о религии», – считает глава ОВЦС. Он выразил надежду на продолжение диалога Церкви и государства о возможности преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» также и в других классах школы.

Архиепископ Тамкявичюс рассказал о результатах преподавания религиозных предметов в литовских школах. Если количество прихожан в среднем по стране остается на прежнем уровне, то их «качество» растет. Так, в храмах стало намного больше молодежи. Кроме того, по словам иерарха Римско-Католической Церкви, важным критерием служит исповедь, из которой видно, что «сознательность молодых людей зачастую даже выше, чем у пожилых».

Отвечая на вопрос представителей СМИ о том, не ощущает ли Римско-Католическая Церковь в Литве давления со стороны различных международных и неправительственных организаций, органов Евросоюза в связи с наличием религиозных дисциплин в светской системе образования, архиепископ Тамкявичюс ответил отрицательно. «В Литве действуют наши законы», — подчеркнул иерарх, добавив, что литовская модель отделения Церкви от государства сильно отличается от советской или французской  моделей. «У нас обе эти институции – государство и Церковь – не вмешиваются в дела друг друга, но обе эти институции действуют вместе на благо людей, — продолжил архиепископ Тамкявичюс. — Поскольку приблизительно 80% граждан Литовской Республики — католики, как бы само собой разумеется, что государство должно помогать им жить по своим убеждениям».

Митрополит Волоколамский Иларион также рассказал журналистам, что в советское время архиепископ Сигитас Тамкявичюс (тогда священник) был узником совести: в 1983 году он был арестован и судим по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде, несколько лет провел в лагерях. Председатель ОВЦС рассказал и о другом католическом священнике из Литвы, который несколько раз подвергался заключению за одно и то же «преступление» — он рассказывал о религии детям, что, с точки зрения советского законодательства, было уголовно наказуемым деянием. Владыка Иларион напомнил присутствующим, что в Литве никогда не прекращалось преподавание религии: даже в советское время оно велось на базе католических приходов.

Архиепископ Сигитас Тамкявичюс, вспоминая годы своего заключения, назвал их даром Божиим: «Для меня как христианина тюрьма стала второй духовной семинарией. В семинарии все предметы теоретические, а в лагере есть возможность быть христианином на практике».

Отвечая на вопрос журналистов о том, какие отношения складываются в Литве между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, архиепископ Сигитас Тамкявичюс охарактеризовал их как очень хорошие.

Служба коммуникации ОВЦС