Cлово Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II на вручении премии Фонда единства православных народов (Москва, 21 января 2012 года)
21 января 2012 года в Москве Блаженнейшему Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору II была вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов (МФЕПН) «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Патриарха Алексия II. Предстоятель Александрийской Православной Церкви произнес приветственное слово, которое публикуется ниже без сокращений:
Присуждение награды древнему и знаменитому престолу Александрии в лице его Папы и Патриарха Фондом единства православных народов сестринской Русской Церкви представляет особую честь. Мы убеждены, что эта почетная награда является выражением существующих между нами братских отношений сердечной любви во Христе и единодушного соработничества во славу Бога нашего. Мы убеждены, что она обнаруживает всеобщее признание исторического вклада Александрийского престола в формирование христианского богословия и мысли и его современной миссионерской деятельности на ниве благовестия благословенному африканскому континенту.
Само собой разумеется, что единство православных народов ни в коем случае не должно быть лишь на словах. Необходимо, чтобы оно обладало и существенным смыслом. Наше единство утверждается на основании веры, которое есть Господь наш Иисус Христос, Его же Тело раздробляется, но не разделяется. Единство Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви основано на божественных и священных канонах, провозглашенных Вселенскими Соборами, и сформировавшихся за века традиции и чине Православия. Единство Поместных Православных Церквей совершается таинственно через поминовение их глав во время освящения хлеба и вина в Святое Тело и Честную Кровь Христа в общей Чаше. В устройство святого единства Православия сестринские Церкви Александрии и России вписали составные главы.
Предание нашей Александрийской Церкви начинается с апостольских времен, то есть с ее основания евангелистом Марком. Став опорой христианства, египетский город Александра Великого прославился своим монашеством и огласительным училищем.
Из Александрийской Церкви берет свое начало монашество. Его основателем был Антоний Великий. Из этой колыбели монашество затем распространилось по Палестине, Сирии, Малой Азии и Западу.
Первая великая богословская традиция древней Церкви зародилась в Александрии, а именно в знаменитом огласительном училище. Из александрийского огласительного училища вышли такие корифеи богословия, как Климент, Ориген, Дионисий, Афанасий Великий, Дидим, Исидор Пилусиот, Синесий, знаменитый Кирилл и другие.
В православном мире, когда Византия и Вселенский Трон переживали османское завоевание, просияло Добротолюбие. Этот труд Макария Нотараса, епископа Коринфского и Никодима Святогорца представляет собой собрание аскетических текстов, датируемых, начиная с четвертого и кончая пятнадцатым веком. Добротолюбие, предлагающее теооцентричное освящение благодатью, является ответом Православия на антропоцентричное Просвещение Запада. По толкованию Никодима Святогорца, Добротолюбие есть «любовь к красоте», «любовь к Богу, как к красоте абсолютной». Десятилетие спустя после первого издания в Венеции в 1782 году начинаются переводы и издания Добротолюбия в России. Добротолюбие оказало огромное влияние на формирование русской духовности. Его духом дышат произведения Феодора Михайловича Достоевского и наставления великого святого Серафима Саровского. Кроме того, Добротолюбие служило оружием славянофилам в их споре с западниками.
Православие – это ни в коем случае не историческое прошлое, вновь пускаемое в оборот, но живое настоящее, растворяющее прошлое в настоящем и ведущее диалог с современным обществом. В представлении Православия современному миру и в построении православной христианской антропологии, используя опыт, как прошлого, так и современности, весомый вклад внесли корифеи русского богословия. Их богословие – это глава единого устройства Православия. И вклад в эту главу также вносит Международный фонд единства православных народов Русской Церкви.
Горячо благодарим за присужденную нам награду Русскую Церковь, Святейшего Патриарха Кирилла и в лице уважаемого профессора Валерия Аркадьевича Алексеева Фонд единства православных народов. Следуя своей истории и традиции, наша Александрийская Церковь всегда желает участвовать в деле укреплении единства вселенского Православия с тем, чтобы оно было единым неделимым Телом Христовым и еще долгие годы предоставляло свидетельство любви к каждому человеку, напоминающему собой Бога и созданному по образу Его.