Митрополит Волоколамский Иларион дал интервью национальному информационному агентству Румынии АДЖЕРПРЕС
О нравственном состоянии общества, роли Церкви в современном мире, актуальных вопросах межправославных и межхристианских отношений и межрелигиозного диалога рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в интервью информационному агентству АДЖЕРПРЕС (Румыния).
– Ваше Высокопреосвященство, как бы Вы охарактеризовали уровень духовности мира, состояние Православия в настоящее время в России и Европе?
– Духовность – это причастность человека Святому Духу. По слову апостола Павла, духовные люди – «водимые Святым Духом» (Рим. 8: 14-16), и, безусловно, в этом смысле для Православия духовность неотделима от веры.
В настоящее время состояние духовности в мире вызывает серьезные опасения. Это происходит, главным образом, ввиду распространения секулярных тенденций. В разных странах мира все больше подчеркивается радикальное разделение властных структур и общества, с одной стороны, и религиозных организаций, с другой. Европейская цивилизация – исконно христианская. Отход общества от традиционных ценностей, дисбаланс между правами и ответственностью человека, искаженное представление о чувстве человеческого достоинства ставит под угрозу право человека и общества строить свою жизнь на основе религиозного мировоззрения. А между тем, духовное измерение может присутствовать и развиваться только там, где общественные отношения построены с учетом веры.
Что касается положения Православия в России, то, согласно статистике, не менее 70 процентов граждан нашей страны считают себя православными христианами. Однако регулярно посещает храм, участвует в Таинствах Церкви значительно меньшее число людей.
Аналогичная ситуация складывается и в Европе. По данным социологических опросов в большинстве западноевропейских стран от 60 до 95 процентов населения еще относит себя к христианской вере, однако число «практикующих» христиан неуклонно падает. Церковь уважает принцип светскости государства, но считает недопустимым трактовать его как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа. Перед Православными Церквами стоит задача объединения со всеми религиозными и общественными силами, которые готовы поддерживать духовность, защищать традиционные нравственные ценности.
– Какой, по Вашему мнению, должна быть роль Церкви в обществе?
– Сегодня, когда преодолены многие, хотя и не все, последствия гонений советского времени, Церковь на постсоветском пространстве имеет больше возможностей занять активную позицию по многим актуальным вопросам общественной жизни. У нее уникальное положение: с одной стороны, отделение и независимость от государственной власти, а с другой – тесный контакт с людьми. Это открывает перспективы для общественного служения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл немало сделал, чтобы утвердить роль Церкви как выразителя и защитника традиционных ценностей в поликультурном обществе. Эти ценности всегда были духовными ориентирами для развития человечества, альтернатива которым – лишь вседозволенность и произвол, несущие гибель личности.
Церковное свидетельство не ограничивается границами храмов и приходских общин – оно распространяется на все сегменты общественной жизни. Например, мы взаимодействуем с вооружёнными силами, медицинскими учреждениями, окормляем заключённых, работаем с молодежью.
Отдельно хочу сказать об усилиях возглавляемого мною Отдела внешних церковных связей на этом направлении. Мы поддерживаем диалог с гражданскими обществами различных стран, в рамках которого происходит обмен опытом, дискуссии по актуальным вопросам церковно-государственных отношений, образованию и воспитанию и многим другим.
Общественная деятельность Церкви – это не пропаганда наших взглядов, а открытый и честный диалог. Мы чувствуем интерес к нашей позиции, нужду в духовной помощи и поддержке и строим свое служение, исходя из этих потребностей.
– Недавно Вы побывали с визитом в Риме, где встретились с Папой Бенедиктом XVI. Удалось ли Вам сгладить существующие противоречия между Русской Православной Церковью и Католической Церковью по поводу принадлежности храмов на Украине?
– Официальные представители Ватикана на словах разделяют нашу озабоченность непростой ситуацией на Украине. В свое время покойный Папа Иоанн Павел II в беседе с моим предшественником на посту Председателя Отдела внешних церковных связей, ныне Святейшим Патриархом Кириллом признал, что территорией пастырской деятельности УГКЦ является лишь Западная Украина. И для поддержания межцерковного мира на Украине, с нашей точки зрения, необходимо строго придерживаться этого принципа, то есть греко-католикам не следует развивать миссионерскую деятельность на землях, где исторически никогда не было унии. Существующие противоречия могут быть сняты только совместными усилиями всех заинтересованных сторон, включая Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и Украинскую Греко-католическую Церковь.
– Когда и где может состояться встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Бенедиктом XVI? Каковы ожидания Русской Православной Церкви от этой встречи?
– В данный момент преждевременно называть конкретные сроки и место встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Бенедикта XVI.
Как мы говорили и раньше, нам важен не столько сам факт встречи, сколько ее содержание. Она будет иметь смысл только в том случае, если ознаменует собой реальное улучшение православно-католических отношений.
Встреча Патриарха и Папы требует тщательной подготовки не только и не столько с точки зрения протокола, сколько с точки зрения нахождения общей позиции по тем вопросам, которые нас сегодня разделяют, прежде всего, по вопросу церковной ситуации на Западной Украине. В этом регионе пока не удается полностью достигнуть мира и гармонии в отношениях между православными и греко-католиками.
– Как бы Вы охарактеризовали взаимоотношения Русской и Румынской Православных Церквей?
– Русская и Румынская Православные Церкви являются крупнейшими по числу верующих в православном мире. У них много общего. Обе наши Церкви прошли через тяжелые испытания в период, когда они были вынуждены существовать в условиях гонений со стороны атеистических властей. За это время и Русской и Румынской Церквами был приобретен значительный духовный опыт, в том числе связанный с подвигом мученичества и исповедничества за веру Христову. В результате трагических событий XX века тысячи верующих русских, румын, украинцев, белорусов оказались за пределами своей Родины и ныне живут в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в других регионах мира. Как Русская, так и Румынская Церковь уделяют значительное внимание их пастырскому окормлению. Благодаря такой общности, по многим актуальным сегодня темам позиции наших Церквей очень близки.
Однако в наших отношениях присутствует и проблема, связанная с церковной ситуацией в Молдове. Несмотря на ее наличие, нам удается развивать целый ряд направлений нашего сотрудничества. Особенно интенсивными стали контакты на уровне богословских школ и в сфере студенческого обмена. Так, в этом году подписаны соглашения о сотрудничестве между Богословским факультетом Бухарестского университета и Московской и Киевской духовными академиями. На обучение в Московскую духовную академию приняты два студента из Румынской Православной Церкви.
Потенциал для углубления наших отношений очень велик. Наиболее перспективными направлениями являются развитие взаимного паломничества верующих из Румынской Православной Церкви к святыням, расположенным на территории Московского Патриархата, а верующих из Русской Православной Церкви к румынским святыням, сотрудничество в области церковной науки и церковного искусства, обмен монашеским опытом.
– В июле Вы встречались с Румынским Патриархом Даниилом. Не могли бы Вы рассказать, какие вопросы Вы обсудили? Удалось ли Вам сблизить позиции по «Бессарабской митрополии»?
– Встреча с Его Блаженством, которая состоялась 19 июля в Бухаресте, носила очень позитивный характер. Мы обсудили самые разные темы, начиная от двусторонних вопросов и заканчивая повесткой современного межправославного и межконфессионального диалога. Выяснилось, что у наших Церквей близкие взгляды на процесс подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, во многом схожее мнение относительно тех событий, которые происходят сегодня в православном мире. Что касается «Бессарабской митрополии», то мы пришли к совместному пониманию того, что в этом вопросе необходимо воздерживаться от каких-либо односторонних шагов, которые могут блокировать добрые перспективы, наметившиеся в отношениях двух наших Церквей в последние годы. Мы будем продолжать диалог с целью поиска путей разрешения этой болезненной проблемы.
– У России богатый опыт в области межрелигиозного диалога. Что, по Вашему мнению, можно предпринять, чтобы люди, народы разной веры уважительно относились друг к другу?
– В наши дни проблема мультикультурализма стоит особенно остро. Ученые, политики и общественные деятели ищут общую основу для развития общества, в котором представлено множество культур и религий. И некоторые из них хотели бы видеть секуляризм в качестве нейтральной основы для мирного сосуществования. Но это в корне неверно, так как подобный подход делает публичную сферу одинаково враждебной всем верующим, которые при этом не знают ничего об убеждениях друг друга, а поэтому испытывают недоверие и подозрительность.
Чтобы установить прочный межрелигиозный мир, необходимо создать такие общественные отношения, которые соответствуют представлениям верующих всех традиционных религий о правде и справедливости. Это должно оставлять возможности для публичной религиозно мотивированной деятельности не в ущерб людям иной веры. Разумеется, это некий идеал, но опыт показывает, что любые усилия в этом направлении приносят свои плоды. Историческая Россия сохранила большинство религиозных культур, давала возможности для сохранения множества обычаев и традиций, ограждала публичное пространство от безнравственности. Именно это позволило избежать межрелигиозных противостояний, утвердить взаимное уважение и добрососедство. Результаты этой политики до сих пор скрепляют полирелигиозное общество России и многих других стран, ранее входивших в состав Российской империи.