Интеллектуальное свидетельство о вере
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион решением Священного Синода от 5 октября 2011 года назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии. Владыка ответил на вопросы портала «Православие и мир» о дальнейшем развитии ее работы.
Есть потребность в координации
— Владыка, недавно решением Священного Синода Вы назначены председателем Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Как Вы видите сегодня работу комиссии? Какие темы и вопросы будут затрагиваться? Какие направления планируются в качестве приоритетных?
— Синодальная богословская комиссия была учреждена в 1993 году в качестве рабочего консультативно-аналитического органа Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам вероучительного и богословского характера. Согласно Положению о комиссии в сферу ее ответственности входит также координация научно-богословской деятельности в нашей Церкви.
В составе комиссии – авторитетные богословы из числа епископата, клириков, монашествующих и мирян, председатели и сотрудники Синодальных отделов, ректоры, профессора и преподаватели ведущих духовных школ.
С момента создания комиссии ее бессменным председателем был Высокопреосвященный Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Он предпринял немало усилий для того, чтобы комиссия не только своевременно отвечала на запросы Священноначалия, но и активно участвовала в процессе богословского возрождения и плодотворного взаимодействия церковной и светской науки. Удовлетворив прошение Высокопреосвященного Филарета об освобождении от обязанностей председателя комиссии, Священный Синод выразил ему глубокую благодарность за понесенные труды.
В настоящее время и в будущем комиссия – помимо выполнения экспертных функций по заданию Священноначалия – активизирует исследовательскую деятельность и координацию научно-богословской работы в общецерковном масштабе. Это приоритетные направления.
В 2009 г. Синодальная богословская комиссия была преобразована в Синодальную библейско-богословскую комиссию. В ее состав были введены специалисты по библеистике. Это означает включение в сферу ответственности Комиссии масштабного и очень важного научно-богословского блока.
Речь идет о систематической и планомерной работе в области библеистики. Целью такой работы является подготовка нового перевода Библии, опирающегося как на православную экзегетическую традицию, так и на современные научные исследования. Одновременно необходимо работать над созданием библейского комментария, включающего несколько уровней: текстологический, историко-археологический, экзегетический, богословский.
Что же касается координации научно-богословской работы в общецерковном масштабе, то ранее комиссия практически такой деятельностью не занималась. А потребность в координации, безусловно, есть, потому что существующие ныне церковные научно-богословские центры слабо связаны друг с другом.
Для плодотворного развития богословия нужно преодолевать распыленность наших ресурсов. С этой целью предполагается создать постоянные коллегиальные структуры, которые объединили бы всех ответственных за научно-богословскую работу в духовных школах, синодальных учреждениях и научных центрах – как церковных, так и светских.
В данном случае комиссия выполняет не просто одну из своих уставных задач, но и решение Архиерейского Собора 2011 года, согласно которому комиссии поручено развивать инфраструктуру научных исследований в Русской Православной Церкви и совершенствовать диалог и взаимодействия Церкви и светской науки.
Новый православный катехизис
— Как идет работа над новым православным катехизисом? Когда можно ожидать ее завершения?
— После того, как Архиерейский Собор 2008 года принял решение о начале работы по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви, которая была поручена Богословской комиссии, была создана специальная группа авторов и редакторов. Сегодня завершается первый этап, который включал разработку структуры катехизиса и формирование первичного массива текстов как основы для дальнейшей редакторской работы.
Катехизис будет представлять собой фундаментальный свод вероучительных и нравоучительных истин, к которому может обратиться каждый православный христианин, а также любой заинтересованный читатель, чтобы узнать учение Церкви и получить ответы по широкому спектру вопросов.
Тематическая структура Катехизиса представляет собой четыре больших раздела:
1) «Бог и человек» (основы вероучения);
2) «Церковь и ее богослужение»;
3) «Жизнь во Христе» (личная нравственность, аскетика, молитва);
4) «Церковь и современный мир» (социальное учение и актуальные проблемы современности).
Однако надо прямо сказать, что работа по созданию нового катехизиса непростая, она потребует еще множества усилий. У нас нет опыта создания такого вероучительного свода, который не являлся бы семинарским учебником догматики, но был бы рассчитан именно на широкий круг людей, порой не имеющих никакой богословской подготовки.
В минувшем веке в разных Православных Церквах были созданы несколько книг катехизического типа, но, как правило, это были авторские произведения со всеми плюсами и минусами такого рода текстов.
Мы же стремимся создать взвешенный, сбалансированный текст, который явился бы плодом подлинно соборного творчества.
Задача богословских конференций – создавать пространство для дискуссии
— Влияют ли итоги богословских конференций на церковную жизнь? Какие вопросы планируется рассмотреть на ближайших конференциях, и когда их можно будет ожидать?
— Задача богословских конференций – создавать пространство для взвешенной академической дискуссии в Церкви, культивировать вдумчивый и компетентный подход, что позволяет рассматривать все проблемы – как исторического, так и актуального, современного характера, – не впадая в односторонность, в чуждый подлинно церковному мышлению радикализм, а также в недолжное и часто вредное упрощенчество.
Возьмем, к примеру, патрологию – науку, которая занимается изучением творений Святых Отцов и Учителей Церкви. Святоотеческое наследие – это практически неисчерпаемый кладезь богословской мысли. Это касается как восточной традиции, скажем, греческой или сирийской, так и западной, латинской. Открытие и изучение новых материалов, применение новых исследовательских подходов обогащает наше знание о церковном Предании и в то же время активизирует современную богословскую мысль. И таким образом влияет на процессы, происходящие в церковной жизни.
Мы предполагаем не просто продолжить, но и развить деятельность Комиссии в форме богословских конференций. Разным задачам должны соответствовать различные форматы.
Координации научной деятельности будут способствовать регулярные общецерковные конференции, в рамках которых результаты своей работы смогут представить все духовные школы, епархиальные и иные научные центры, отдельные церковные ученые.
В то же время специалистам в какой-то конкретной области необходимо проводить подробное обсуждение интересующих их тем и вопросов в формате небольшого собрания компетентных участников.
И, конечно, международные научные связи должны получить дальнейшее развитие. Русская Православная Церковь вполне может предоставить научно-богословскую площадку для встречи наших богословов и ученых, специализирующихся в дисциплинах, которые принято считать светскими, с ведущими специалистами мировой науки.
Конкретные темы будущих конференций будут, как обычно, обсуждаться на заседании Комиссии с тем, чтобы предложить их для одобрения Священному Синоду.
Межхристианские отношения: доктринальные разногласия в рамках диалога преодолеть невозможно
— Насколько актуальна в современном богословии (в том числе и в работе комиссии) тема межхристианских отношений? Какие ближайшие задачи ставятся?
— Синодальная библейско-богословская комиссия является преемницей Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, образованной в 1979 году, которая, в свою очередь, была преемницей Комиссии Русской Православной Церкви по межхристианским связям, созданной 28 августа 1960 года.
На раннем этапе своей деятельности Богословская комиссия занималась как раз богословским анализом и оценкой межхристианских документов и разработкой позиции нашей Церкви в межхристианских диалогах. Это направление работы комиссии сохраняет свое важное значение и сегодня.
У межхристианских богословских диалогов долгая история. Активное участие нашей Церкви, а также других Православных Церквей в такого рода контактах было мощным средством распространения знаний о Православии, о восточно-христианской богословской и духовной традиции в инославном мире и шире – в западной христианской культуре.
В то же время по ряду содержательных направлений диалоги, по существу, зашли в тупик – особенно диалог с либерально настроенными протестантами.
Это требует переосмысления характера, содержания и формы межхристианских диалогов, поиска новых подходов.
Опыт показывает, что доктринальные разногласия в рамках диалога, как правило, преодолеть невозможно, ибо православная сторона никогда не отступит от своих догматических позиций, которые всегда остаются неизменными. Напротив, в ряде христианских конфессий имеет место доктринальное развитие, в результате которого то, что ранее было неприемлемым, теперь считается нормой (например, благословение так называемых «однополых браков»).
На этом фоне в последнее время все более ясно обозначается иное межхристианское диалогическое пространство, связанное со сферой этических и социальных ценностей. Сохранение семьи и демографическая динамика, вмешательство биомедицинских технологий в организм человека, этика хозяйствования, христианофобия и защита прав христиан – эти и другие вопросы не только могут, но и должны стать предметом совместного обсуждения христиан, принадлежащих к разным конфессиям.
Взаимодействие христианских церквей и богословов, в частности, по вопросу о месте христианской традиции и Церкви в современных обществах, важно также и по той причине, что сторонники агрессивного, воинствующего секуляризма в последнее время активизировали свои усилия, направленные против христианского присутствия в культуре и общественной жизни.
Однако межхристианские диалоги по этическим и социально значимым проблемам рискуют утратить свой подлинно христианский характер, если они не будут опираться на солидное богословское основание. Наша задача дать именно богословские ответы на вызовы времени, обращаясь к Преданию Православной Церкви во всей его полноте.
Диалог богословия и светской культуры — цели и задачи
— Вы сказали, что одно из направлений деятельности комиссии – развитие диалога со светской наукой и культурой. В каких формах предполагается вести такой диалог?
— Диалог – это прежде всего общение, взаимодействие, сотрудничество. Главная цель диалога, о котором мы говорим, заключается в интеллектуальном свидетельстве, миссии Церкви в пространстве науки и культуры, активном участии представителей нашей Церкви в жизни светского научно-академического сообщества, а также шире – интеллектуального и культурного сообществ.
Диалог должен служить утверждению статуса богословия в качестве неотъемлемой составляющей современного научного комплекса и общекультурного пространства.
При комиссии создан Центр междисциплинарных исследований, который устанавливает партнерские отношения с рядом светских высших учебных заведений. Соответствующие партнерские центры сейчас создаются в России (на федеральном и региональном уровне), Беларуси, на Украине, а также в дальнем зарубежье.
Диалог предполагает совместные семинары, конференции и дискуссионные встречи с участием с одной стороны представителей светской науки, а с другой – православных богословов.
Помимо диалога с учеными, работающими в естественнонаучных областях, будут развиваться контакты со специалистами по общественным и гуманитарным наукам – социологами, культурологами, политологами и религиоведами.
Непременными участниками диалога богословия и современной науки являются философы, в особенности специалисты по философии науки и философии религии.
Конкретное направление совместных исследований и диалога связано с важной темой, которую можно обозначить как «Христианство в современном мире». Это сложная и горячая тема.
Сегодня мы сталкиваемся с откровенными проявлениями христианофобии в разных частях света. Но христианофобия приобретает разные формы. Если, например, в Египте происходит гонение на христиан и проливается кровь, то в относительно спокойной Европе усиливается такая христианофобия, суть которой прежде всего в стремлении не позволить Церкви активно присутствовать в общественной жизни, в дискуссии о насущных проблемах людей.
В то же время в общественных науках сегодня происходит переосмысление роли религии в обществе и культуре. И мы должны уделить особое внимание изучению и богословскому осмыслению современных философских, социологических и религиоведческих концепций, описывающих место и роль религии на новейшем этапе мировой истории.
Это касается, в частности, таких вопросов, как соотношение секуляризации и постсекулярного общества, традиции и инновации в религиозных процессах, а также светской и религиозной интерпретации прав человека.
Таким образом, диалог богословия со светской наукой и культурой – это путь к восстановлению законной и полноценной роли христианской мысли и церковного опыта в современной культуре и общественной жизни.
Многие представители светского общества открыты к общению и взаимодействию с людьми Церкви. Поэтому главное, чтобы мы сами – богословы и церковные ученые – смогли соответствовать этой задаче.