Митрополит Волоколамский Иларион: Христианин должен ко всем относиться с любовью
16 октября 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Архипастырю сослужили архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), схииеромонах Гавриил (Бунге) (Корсунская епархия), секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, клирики храма.
В рамках программы Покровского фестиваля духовной музыки, проходящего в эти дни в столице, Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова исполнил за богослужением песнопения литургии на музыку митрополита Волоколамского Илариона.
За Божественной литургией председатель ОВЦС рукоположил в сан диакона сотрудника Отдела монаха Романа (Киселева).
По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа, обращенные к каждому из нас и посвященные тому, как мы должны строить отношения с нашими ближними. Господь говорит нам: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк. 6. 32-35). Кажется, что это очень трудный закон, потому что он противоречит нашему человеческому естеству, ведь так естественно для нас разделять окружающих на друзей и врагов, на тех, кто нам симпатизирует, и тех, кто настроен враждебно. Так естественна для нас избирательная любовь, когда мы любим тех, кто к нам относится хорошо, стараемся ответить добром на добро, ласковым словом — на ласковое слово. И взаймы мы охотно даем, когда знаем, что нам вернут.
Но Господь призывает нас с этой ступени естественной добродетели взойти на более высокую ступень и доброделать не только тем, кто нам творит добро, благотворить не только в ответ на сделанные нам добрые дела и любить не только в ответ на любовь, обращенную к нам. Господь призывает нас любить всякого человека, в том числе и наших врагов, тех, кто нас ненавидит, кто против нас клевещет. Он Сам явил такую любовь, когда на кресте молился о Своих распинателях, когда говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23. 34).
Господь хочет, чтобы мы научились так же воспринимать людей, делающих нам зло: они не знают, что делают, и совершают зло, потому что слепы, потому что не просвещены Божественным светом, любовью Божией. Мы должны любить их не потому, что они делают нам добро, но вопреки тому, что они делают нам зло. Мы должны их любить, как Бог любит всякого человека, ибо Господь посылает дождь на праведных и неправедных, солнце Его восходит над всеми без различия и светит всем одинаково. Так и человек, который живет по заповедям Божиим, — христианин — должен ко всем относится с любовью, он должен быть, как солнце для людей, чтобы люди грелись в его лучах. Те, кто не захотят этого, сами уйдут в тень и во мрак, но солнце должно всем сиять всем без разбора, и любовь наша должна быть адресована каждому человеку вне зависимости от его поведения и, тем более, от его отношения к нам.
Это и есть совершенный путь любви. И именно любовь к врагам, как напоминает нам преподобный Силуан Афонский, является подлинным показателем христианской жизни, по которому мы можем сами легко определить, действительно ли мы идем по пути ко спасению, действительно ли исполняем заповеди Божии или же находимся только еще в самом начале пути.
Господь учит нас любить всех людей вне зависимости от того, как они поступают, как они живут и что совершают или говорят по отношению к нам. И Сам Господь именно такой любовью любит человека: Он любит не только праведников, но и грешников, не только тех, кто верны Ему, но и тех, кто отступает от Его заповедей. Он любит каждого из нас и тогда, когда мы праведны, совершаем добрые дела, и когда мы уклоняемся от Него, теряем веру или совершаем злые поступки. Любовь Божия не становится меньше от того, что мы любим Бога меньше, и мы не должны меньше любить тех, которые нас любят меньше, чем другие люди.
Вот о чем нам напомнила сегодня Святая Церковь, вот о чем говорит нам Сам Господь Иисус Христос. Любовь, о которой Он говорит, невозможно просто выработать в себе, невозможно заставить себя полюбить врага. Для этого требуется особая сила — сила Божественная. И Господь дает человеку такую любовь, если человек обращается к Нему с молитвой об этом даре, надеясь не на свои силы, но на силу Божию, которая проявляется в немощи человеческой.
Сегодня во время диаконской хиротонии мы слышали слова о том, что Божественная благодать всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет. Немощное и оскудевающее — это все наше, человеческое. Это наша человеческая скудость, греховность, неспособность быть на высоте христианского призвания. Но Господь восполняет немощь человека. Он Своей Божественной благодатью способен преобразить нас и сделать новыми людьми, которые не только сотворены по образу Божию, но и живут по подобию Его, уподобляются Ему в добродетели и любви. То, что невозможно человекам, возможно Богу, и любовь к врагам, к ненавидящим нас, которая превышает человеческие силы, возможна тогда, когда на место человеческой немощи приходит Божественная благодать; она исцеляет и преображает все в человеке, помогает ему жить по заповедям Божиим.
Будем просить Господа, чтобы Он давал нам такую любовь, давал силы любить не только наших ближних, но и наших врагов, не только тех, кто делает нам добро, но и тех, кто делает нам зло. Будем просить Господа дать нам силы быть благотворителями по отношению к каждому человеку, которого Сам Он посылает нам на нашем жизненном пути.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем! Отца иеродиакона Романа поздравляю с совершившимися постригом и рукоположением в сан. Желаю тебе нести свое служение непорочно, усердно трудиться на благо Церкви Христовой, никогда не забывать об этих днях, когда сугубая благодать Божия посетила тебя, никогда не посрамить доверия, которое оказала тебе Церковь. Да хранит тебя Господь на твоем диаконском и монашеском пути, и пусть молитва Пресвятой Богородицы помогает тебе в духовной жизни. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС