Митрополит Иларион: Крест есть знамение победы жизни над смертью, добра над злом
26 сентября 2011 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке всенощное бдение с чином Воздвижения Креста.
27 сентября, в самый день праздника, митрополит Иларион возглавил в этом храме служение Божественной литургии. Архипастырю сослужили первый заместитель Учебного комитета Русской Православной Церкви, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, настоятель Рождественского храма в Антверпене (Бельгия) священник Андрей Елисеев, помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, духовенство храма на Большой Ордынке.
За богослужением молился епископ Авидский Кирилл (Константинопольский Патриархат).
По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Дорогие братья и сестры!
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в IV веке Иерусалимской Церковью, а затем распространился на всю Православную Церковь по всей вселенной. Как мы знаем из истории, когда Господь Иисус Христос за несколько дней до Своей смерти на Кресте посетил Иерусалимский храм и ученики говорили Ему, как прекрасно и благолепно все здесь построенное, Спаситель сказал: Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено (Мф. 24. 2).
Предсказание Спасителя сбылось в 70-м году, когда войска римского полководца Тита, впоследствии ставшего императором, вошли в Иерусалим и разрушили его до основания. Древний иудейский город был уничтожен, на его месте был построен новый языческий город Элия Капитолина. Когда в IV веке святой равноапостольный император Константин начал создавать свою христианскую империю (в этом помогала его благочестивая мать – святая царица Елена), на берегах Босфора была основана новая столица – Константинополь. Но вместе с тем и древний Иерусалим (вернее, то, что от него осталось) был ископан из земли, чтобы этот святой град был воссоздан уже как великая христианская святыня. Именно тогда, в IV веке, при раскопках были обнаружены святые места, которым мы поклоняемся и ныне: Голгофа, место Воскресения Христова, Гефсиманский сад, Крестный путь, по которому шел Господь… Тогда же был обретен и Честной Крест Господень.
Именно обретение Честного и Животворящего Креста Господня легло в основу сегодняшнего празднования, одновременно скорбного и радостного. Радостного, потому что это один из великих двунадесятых праздников Церкви: мы прославляем Крест Христов и молимся Господу нашему и Спасителю, прося Его простить наши грехи. Скорбного же, потому что мы вспоминаем Крест, на котором был распят Спаситель. Именно поэтому в сей праздник установлен строгий пост. Сегодня и праздник, и пост одновременно: мы празднуем величие и славу Креста, скорбим о наших грехах, о грехах наших предков, о грехах всего человечества, которые привели на Крест Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Сегодня мы слышали евангельское чтение о последних часах и минутах жизни Господа Иисуса Христа. Слышали о том, как Спаситель мира, воплотившийся Сын Божий по заговору первосвященников и книжников, под влиянием криков толпы был распят на Кресте. И никто тогда не сознавал, что происходило в священном городе Иерусалиме: думали, что распинают человека, который нарушил устои и традиции, объявив себя Сыном Божиим, нарушавшего субботу и не исполнявшего другие предписания закона. И распяли Его вместе с двумя разбойниками, чтобы казнь эта была показательной и назидательной для народа…
Когда святая царица Елена обретала Крест Господень, найдены были три креста. Не сразу стало понятно, какой из них является Крестом Спасителя, а какие два – крестами разбойников. И только после того, как возложили святой Крест на тяжелобольного человека и он исцелился (по другой версии той же истории – возложили на мертвого и он воскрес), стало понятно, который же из крестов есть Крест Господень. Тогда Патриарх Иерусалимский с радостью воздвиг его пред лицом всего многочисленного народа, который, узрев это орудие казни и вместе с тем величайшую святыню христианского мира, восклицал: «Господи, помилуй!», потому что больше нечего было воскликнуть пред Крестом Христовым.
В память об этом событии, радостном и скорбном, мы в праздник Воздвижения Креста Господня воздвигаем крест как знамение победы жизни над смертью, добра над злом, справедливости над несправедливостью, победы Божественной правды над человеческой неправдой. Мы поклоняемся Кресту Христову как орудию нашего спасения. Мы целуем его, потому что знаем: от Креста на нас распространяется животворящая сила Божия. Мы знаем, что в Кресте Господнем живет слава Божия, и обращаемся с молитвой не только к Распятому на нем, но и к самому Кресту, восклицая: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицею!» Восклицая так, мы верим, что Крест Господень способен услышать нашу молитву, подать нам помощь и силу, оградить от всякого зла и вести по пути ко спасению.
Пусть Крест Господа Иисуса Христа будет нашей путеводной звездой на этом пути. Будем поклоняться Кресту Христову и просить у Бога сил; будем просить, чтобы Господь помог каждому из нас нести свой собственный жизненный крест, который у кого-то бывает тяжелее, у кого-то — легче, но у всякого он свой, а потому он тяжел и нам нужна помощь Божия, чтобы нести его.
Будем ограждать себя Крестом Христовым, чтобы никакое зло не приразилось к нам. Будем обращаться с молитвой к Кресту Господню, чтобы он сохранял нас от всякого зла. И будем просить распятого на Кресте и воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа благословить нашу жизнь, наши труды, наши семьи, близких и сослуживцев, чтобы, Крестом ограждаемые, мы все вместе следовали по пути ко спасению, к вечной жизни и к Царствию Небесному. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС