Print This Post

18 сентября 2011 г., в день памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, а также преподобномученика Афанасия Брестского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Архипастырю сослужили заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), настоятель храма в г. Дарене (Сурожская епархия) протоиерей Эндрю Лаут, помощник председателя ОВЦС священник Дмитрий Агеев, клирик Петропавловского храма г. Дублина иерей Николай Евсеев, клирик Никольского храма в г.Амстердаме диакон Михаил Баккер; духовенство храма на Большой Ордынке.

По окончании богослужения владыка настоятель обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, мы с вами слышали в сегодняшнем евангельском чтении притчу Господа Иисуса Христа о званных на брачный пир (Мф. 22; 1-14). В этой притче прежде всего нам следовало бы обратить внимание на две вещи: на то, что Господь очень многих призывает на свой брачный пир, но не многие откликаются на Его призыв, и на то, что чтобы войти на брачный пир Господень, необходимо иметь соответствующую одежду.

Что такое брачный пир? Прежде всего это Святая Евхаристия. В широком смысле — это вся жизнь Церкви, сердцевиной которой является Святая Евхаристия. Господь каждого человека призывает к тому, чтобы быть членом Церкви, с тем чтобы от полноты Его Божества все мы могли причащаться Его Неизреченного и Божественного Света. Для того, чтобы через Таинства церковные мы могли соединяться с Ним не только духовно, но и телесно. Мы причащаемся Святых Христовых Тайн под видом хлеба и вина, принимая внутрь себя Тело и Кровь Господа Спасителя. Господь никого не отторгает, Он всех призывает в самую сердцевину жизни Церкви. Господь каждому говорит: «Приидите, примите от источника спасения». И каждый может ответить: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115; 3-4). Почему же не все приходят в храм? И из тех, кто приходит, не все участвуют в Таинстве Святой Евхаристии? Потому что человеческая леность, греховность или маловерие, или малодушие препятствуют людям приходить к Богу. Господь никому не ставит преград или препонов. Преграды на пути между человеком и Богом ставятся самим человеком, и потом человеку бывает очень трудно преоделеть эти преграды, поставленные им самим, его собственным нерадением, маловерием, грехами. Даже когда человек приходит в храм, когда ощущает себя членом Тела Христова, Церкви Христовой, даже тогда не всякий находит в себе силы приступить к Тайной вечере и причащаться регулярно Святых Христовых Тайн. Потому что у каждого есть свои заботы: один готовится к браку, другой купил землю, третий приобрел недвижимость, четвертый положил деньги в банк и ждет пока они принесут проценты, пятый очень занят на своей работе. У каждого находится оправдание для того, чтобы не подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн. Бывает так, что люди годами ходят в Церковь, а причащаются очень редко или вообще не причащаются, потому что опять же они воздвигли между собой и Богом барьер, который им трудно преодолеть.

Некоторые люди говорят: «Я не могу причащаться, потому что все из одной ложки причащаются». Человек не может преодолеть в себе чувство брезгливости, вместо того, чтобы сказать себе, что в Чаше Господней — величайшая святыня, которая не только попаляет всякие грехи, но которая уничтожает всякую нечистоту и от которой распространяется святость на всякого человека, приступающего к ней.

А есть еще люди, которые говорят: «Я бы хотел причащаться, но не хочу исповедоваться, потому что нет у меня чувства, что я хуже других людей. Никого не обижаю, всем делаю добро, только меня все обижают и недооценивают».  И опять же такой человек создает преграду между собой и Богом, потому что он не хочет или не может честно взглянуть на себя, оценить свое духовное состояние и понять, что ему еще очень далеко до христианского идеала.

И наконец есть люди, которые, казалось бы, преодолели все эти барьеры, которые готовы причащаться из одной Чаши с другими, которые готовы приходить на исповедь, и все равно оказывается, что они не в брачной одежде. Потому что брачную одежду составляют добрые дела, жизнь по заповедям Божиим и крепкая непрестанная молитва к Богу. А если мы не молимся, то не чувствуем живую связь между собой и Богом. Если мы не молимся или мало, или неусердно молимся, мы не чувствуем, что Бог рядом с нами. Нам кажется, что Бог где-то далеко, что Он недостаточно нам помогает, недостаточно участвует в нашей жизни. Тогда, даже приступая к Святым Христовым Тайнам, мы приходим с раздвоенными чувствами, и мы ощущаем, что нет на нас той брачной одежды.

Дорогие братья и сестры, для того, чтобы причащаться, надо не так много — надо иметь крепкую веру в спасительную благодать Божию, которая способна исцелить всякую греховность в человеке, всякую греховную немощь. В конечном итоге Господь не ждет, что мы сами для себя сошъём брачную одежду или где-то закажем её, Он готов нам её дать, только бы мы были готовы носить её — стать вместилищем благодати Божией и стать, как говорит апостол Петр, причастниками Божеского естества.

Будем стараться как можно чаще приходить к Таинсту Святой Евхаристии. Не будем отклоняться под тем или иным предлогом. И всякий раз готовясь к принятию Святых Христовых Тайн будем заботиться о том, чтобы Господь облек нас в эту брачную одежду молитвы и доброделания. Чтобы Господь уготовал наше сердце, дабы оно стало Его вместилищем, очистил нашу душу, чтобы она стала храмом Божиим. Будем молиться Богу, чтобы Он каждый день, каждый час нашей жизни очищал нас от греховной скверны, делал нас готовыми к принятию Божественной благодати и чтобы, ведя нас по этому земному жизненному пути, Господь Своей крепкой десницей привел нас и в Царствие Небесное. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС