Митрополит Иларион ответил на вопросы газеты «Коммерсант»
В беседе с корреспондентом издания председатель Отдела внешних церковных связей коснулся темы преследований христиан в различных регионах мира.
– Представители Русской Православной Церкви в последнее время регулярно заявляют, что на Ближнем Востоке проявляются признаки христианофобии. Действительно ли эта проблема носит угрожающий характер?
– Три недели назад в Венгрии я участвовал в международной межрелигиозной конференции «Христианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог». Мне запомнилось выступление известного итальянского социолога и религиоведа, представителя ОБСЕ Массимо Интровинье. Он привел статистику, основанную на тщательном исследовании проблемы: «Каждые пять минут в мире за веру умирает один христианин». В своем докладе он также сообщил, что ежегодно 105 тысяч христиан умирают насильственной смертью во время межрелигиозных конфликтов.
В октябре 2010 года Комиссия епископских конференций Евросоюза пришла к выводу, что «по крайней мере 75 процентов всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам». По данным экспертов, ежегодно за свою веру страдают около 170 тысяч христиан.
Кроме того, в начале этого года была обнародована статистика международной благотворительной правозащитной организации Open Doors, которая с 1978 года занимается мониторингом ситуации, связанной с положением христиан в мире. По данным этой организации, в настоящее время в разных странах подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан. Так что надо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом в мире. Некоторые даже сравнивают эту ситуацию с теми гонениями, которые имели место в первые три века христианства.
– Почему христиане оказываются уязвимы для гонений и к чему это может привести?
– В странах, где христиане составляют меньшинство, отсутствует реально действующая система их защиты. События, происходящие сегодня в Египте, к сожалению, являются лишь частью более глобального процесса, затрагивающего жизнь христиан в целом ряде стран. Если власти ближневосточных государств не примут особых мер по защите христиан, их исход из этих стран будет продолжаться.
– В каких еще странах, кроме Египта, положение христиан вызывает опасение?
– Информация о притеснениях христиан поступает из Судана, Пакистана, Афганистана, Ирака, ряда стран Юго-Восточной Азии. Известный закон «О богохульстве», действующий в Пакистане, используется не только для защиты священных символов и имен ислама, но и для преследования христиан. Напомню, в Ираке до 2003 года проживало около полутора миллионов христиан; сейчас же их там не более половины от этого числа. При этом те, что остались, ежедневно опасаются за свою жизнь.
– Как можно защитить гонимых христиан от христианофобии?
– Обострение преследований христиан уже вызвало целый ряд заявлений со стороны международных организаций. Европарламент 20 января принял резолюцию «О положении христиан в контексте религиозной свободы»; аналогичную резолюцию одобрила Парламентская ассамблея Совета Европы. Однако мы должны предпринимать и конкретные активные действия. Необходимо безотлагательно организовать систему защиты христиан от преследований. Прежде всего, необходимо создать информационные структуры, которые будут заниматься мониторингом преступлений, совершенных на почве религиозной ненависти. Каждый случай насилия и преследования христиан должен стать предметом для судебного разбирательства как в национальных, так и международных судебных органах.
Очень важной является сегодня межрелигиозная солидарность, ибо экстремизм и радикализм являются угрозой для всех традиционных религий, которые стремятся к мирному сосуществованию людей. Важно также, чтобы феномен преследования христиан не замалчивался, а активно обсуждался и чтобы представители традиционных религий прилагали совместные усилия для того, чтобы изменить к лучшему положение христиан в мире. Необходимо, чтобы в эту работу включились правительственные и международные организации.
Я думаю, что механизм защиты христиан может заключаться в следующем: экономическая и иная помощь в обмен на гарантии прав религиозных меньшинств. Если такая линия будет четко проводиться, то, может быть, мы сможем изменить ситуацию к лучшему, остановив ту волну преследований против христиан, которая захлестнула сегодня разные страны.