Print This Post

Уважаемые участники восьмого заседания Европейского совета религиозных лидеров!

Позвольте приветствовать вас в соборном Храме Христа Спасителя, являющемся символом возрождения Русской Православной Церкви. Более тысячи лет назад наш народ был просвещен светом Православия, которое вошло во все сферы общественного бытия. На протяжении веков наши предки, проходя порой через тяжелые испытания, учились жить в дружбе с представителями других вер, прежде всего, с иудеями, мусульманами и буддистами. В России накоплен уникальный опыт мирного сосуществования религий, ставших для нашей страны традиционными, опыт межрелигиозного диалога и соработничества ради блага всего общества. И это несомненное богатство может быть полезно и для других стран и народов. Надеюсь, что исторический путь Русской Церкви и иных религий нашей страны, прошедших в XX столетии через горнило испытаний, станет для собравшихся наглядным примером силы человеческого духа, вдохновленного верой и не сломленного богоборческой государственной машиной. И сегодняшняя встреча религиозных деятелей из европейских стран свидетельствует о востребованности в обществе духовного измерения, готовности традиционных религий сообща отвечать на вызовы времени, в том числе со стороны агрессивного секуляризма.

Напомню, что Русская Православная Церковь в лице митрополита, ныне  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Кирилла стояла у истоков создания Европейского совета религиозных лидеров. В начале 2002 года митрополит Кирилл вместе с другими авторитетными религиозными деятелями Европы на заседании организации «Религии за мир» в Париже вошел в новообразованный исполком ЕСРЛ. Некоторые из тех, кто составили тогда эту организацию, и поныне входят в нее и присутствуют здесь. Я хотел бы особенно их поприветствовать: это епископ Гуннар Столсетт и Джахангир Сарош.  В ноябре 2002 года в Осло состоялся первый саммит ЕСРЛ. С тех пор такие саммиты проходят ежегодно. Вопрос о том, чтобы сделать столицу России местом очередного ежегодного саммита, ставился еще несколько лет назад, и вот, наконец, мы имеем радость принять членов и гостей ЕСРЛ в Москве.

В итоговом документе заседания ЕСРЛ в Брюсселе в 2004 году говорилось, что наш Совет создан для того, чтобы предложить европейским международным институтам «открытый, ясный и регулярный диалог». История деятельности нашей организации показала, что к объединенному голосу лидеров исторических религий Европы прислушиваются в Совете Европы и в органах Европейского Союза. Мы должны и дальше обращать свой голос к тем, кто входит в руководящие структуры европейских институтов по тем проблемам, которые нас волнуют. Особенно это касается прав и свобод человека, то есть темы, которой и посвящено нынешнее заседание.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня говорил о неразрывной связи прав и свобод человека с понятиями достоинства и ответственности. В свою очередь, я хотел бы остановиться на одном очень важном для человеческой личности праве – праве на свободу совести и вероисповедания. Это фундаментальное право признается всеми традиционными религиями. Мы неизменно выступаем против любых форм насилия, преследований, дискриминации по религиозному признаку.

Европа имеет христианские корни и опирающуюся на них традицию обеспечения и защиты прав и свобод человека, которые являются ключевыми понятиями европейской цивилизации. На наших заседаниях в прошлые годы уже не раз говорилось о недопустимости преследований и ущемления прав людей по религиозному признаку: фактах антисемитизма, исламофобии, христианофобии. На последней теме я хотел бы остановиться более подробно.

Как показывают аналитические исследования, жертвами религиозных преследований в современном мире чаще всего становятся именно христиане. Согласно недавно опубликованным данным, сегодня в мире преследованиям и дискриминации подвергается не менее 100 миллионов христиан. Из них не менее миллиона детей. В настоящее время мы переживаем эпоху масштабных гонений на христиан. В благополучных странах Европы об этом мало кто знает, а если и знают, то предпочитают не реагировать. Привлечь внимание к трагедии пытаются международные европейские институты, а также общественные и правозащитные организации. Мы благодарны за их неравнодушную позицию.

Так, Европейский Парламент 20 января 2011 года принял резолюцию «О положении христиан в контексте религиозной свободы», в которой европейские политики призывают «в срочном порядке выработать стратегию ЕС, направленную на защиту и укрепление прав человека, религиозной свободы, включающую ряд мер, направленных против государств, намеренно отказывающих в защите религиозным деноминациям». Чуть позже аналогичную резолюцию приняла Парламентская Ассамблея Совета Европы. Резолюция призывает «привлечь внимание к необходимости борьбы со всеми формами религиозного фундаментализма и манипулирования религиозными убеждениями в политических целях, которые так часто лежат в основе сегодняшнего терроризма» и рекомендует «развивать стратегию Совета Европы по усилению свободы религии как одного из прав человека».

Свою озабоченность ростом преследований христиан в мире наша Церковь выразила в специальном заявлении Священного Синода 30 мая этого года, которое в английском переводе доступно каждому участнику нашего саммита. В нем, в частности, говорится: «Христиане подвергаются преследованиям, становятся жертвами нетерпимости и дискриминации в различных формах. Недавние трагические события в египетской Гизе 7-8 мая, когда в ходе массовых беспорядков были подожжены христианские храмы и погибли прихожане Коптской Церкви, представляют собой лишь одно из звеньев цепи подобных событий. Наших братьев и сестер убивают, изгоняют из домов, разлучают с родными и близкими, лишают права исповедовать религиозные убеждения и воспитывать детей согласно своей вере. К сожалению, проявления христианофобии невозможно более трактовать как отдельные инциденты: они приобретают характер устойчивой тенденции в некоторых регионах мира». Упомянутые в заявлении Священного Синода, события в Египте, к сожалению, являются лишь частью более глобального процесса, затрагивающего жизнь христиан в целом ряде стран, например, в таких странах как Ирак и Пакистан.

Хотел бы особо подчеркнуть, что экстремизм под исламскими лозунгами никоим образом не следует отождествлять с исламом, проповедующим толерантность между представителями различных религий. В этом я очередной раз убедился неделю назад, встречаясь с ректором, профессорами и студентами «Аль-Азхара», крупнейшего исламского университета мира. Этот египетский университет ставит одной из своих главных задач воспитание молодых мусульман в духе терпимости. Меня также глубоко тронуло письмо председателя Совета улемов Всероссийского муфтията Фарида Салмана ректору «Аль-Азхара» с выражением искренней озабоченности вынужденным исходом христиан из мусульманских земель.

Мы должны подумать над тем, каким образом создать систему защиты христиан от преследований. В создании такой системы могли бы принять участие представители политического руководства Европейского Союза, лидеры государств Европы, России и других стран СНГ, христианских конфессий, а также представителей других религий, особенно мусульмане. Только совместными усилиями мы можем остановить волну экстремизма, захватившую Ближний Восток и поставившую под угрозу само существование христианства в некоторых странах этого региона. Я бы хотел, чтобы в итоговом документе московской встречи мы также коснулись этой темы.

Другой проблемой, которая приобретает сегодня все большую актуальность, является агрессивный секуляризм. Люди, придерживающиеся такого мировоззрения, считают, что религия должна быть полностью отделена не только от государства, но и от общества: она не должна влиять на обществен­ные процессы, включаться в социальную и образовательную сферы.

В Европе проживают сотни миллионов верующих. Официальные данные свидетельствуют о том, что большинство населения европейского континента принадлежит к христи­анской вере; второй по численности религией Европы является ис­лам, число последователей которого неуклонно возрастает. Нере­лигиозные люди (атеисты и агностики) составляют меньшинство во всех странах Европы. Такие сведения опровергают упорно распространяемый миф о секулярном характере европейского общества, отсут­ствии интереса к религии у большинства жителей нашего континента. Однако, несмотря на это, многие политики отказыва­ют религии в праве на общественное самовыражение. Религия рассматри­вается ими как частное дело отдельных индивидуумов, не имеющее ничего общего с общественной сферой. Они стремятся загнать религию в гетто, свести ее исключительно к «частному благочестию», полностью регламентированному внерелигиозными властями.

С точки зрения сторонников секуляризма, межрелигиозный диалог должен проходить под патронажем светских институтов, на том основании, что якобы религиозные лидеры не в состоянии договориться между собой. Уникальность нашего Совета в том, что он был и, я надеюсь, останется независимым от каких-либо светских структур объединением авторитетных представителей традиционных религий Европы. И, вместе с тем, ради общего блага мы всегда открыты к равноправному, честному и открытому диалогу, как с государственными институтами, так и со всеми здоровыми силами в обществе.

В заключение хотел бы выразить надежду на то, что наш Совет, вступая во второе десятилетие своего существования, сохранит и приумножит накопленный за истекшие годы многополезный опыт. На мой взгляд, наша главная задача – свидетельствовать о значимости веры для судеб Европы, ее положительном и мирном потенциале, способном сделать жизнь людей благополучной и духовно богатой.