Print This Post

Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на открытии Международного христианского мирного созыва (18 мая 2011года, Кингстон, Ямайка).

Уважаемый господин Премьер-министр!
Дорогие братья и сестры!

Мы собрались здесь, на Ямайке, не только для того, чтобы подвести итоги Десятилетия за преодоление насилия, объявленного Всемирным советом церквей в 2001 году, но и для того, чтобы вместе осознать, какие масштабы и формы принимает насилие в современном мире. Главный вопрос, стоящий перед нами, – что мы, христиане, можем совместными усилиями предпринять перед угрозой эскалации насилия, агрессивности, эксплуатации и террора? Символично, что по приглашению церквей Ямайки Всемирный совет избрал местом проведения форума этот столь живописный остров, который вместе с тем является местом, где показатели проявлений насилия  — одни из самых высоких на планете.

В жизнь современного человечества насилие проникает повсюду. Казалось бы, в международных организациях, на межправительственном уровне преобладает миролюбивая риторика, политические лидеры, деятели науки и культуры изо дня в день говорят о примирении, прощении, очищении памяти и ненасилии. ООН принимает все новые резолюции, осуждающие любые формы насилия, в уголовное законодательство многих государств введена ответственность за преступления против человечности. В международных документах четко проводится мысль о том, что военное вмешательство является ultima ratio, — последним средством для обуздания зла.

В то же самое время с экрана телевизора на нас ежедневно обрушивается поток эстетизированного насилия, жестокости, грубой брани и прочих проявлений зла. Фильмы, содержащие сцены насилия, пользуются огромной популярностью у зрителей, особенно среди молодежи. Вывод напрашивается сам собой: коммерческая выгода, извлекаемая за счет проката такого рода видеопродукции, велика настолько, что вполне позволяет закрывать глаза на кричащее противоречие между официальной риторикой и тем, что мы ежедневно видим на экранах телевизоров. Неужели цена, которую платит общество за насилие в семьях, рост преступности, терроризм и прочие пагубные явления, меньше той выгоды, которую получают производители и прокатчики фильмов агрессивной направленности? Современное плюралистическое общество неспособно правильно оценить пагубные последствия такого несоответствия слова и дела, поскольку в нем по определению есть место для любого зла, скрывающегося, как правило, за понятиями «свобода выбора», «свобода слова», «свобода самовыражения» и «свобода личности».

Насилие в наши дни приобрело структурный и системный характер: его совершают уже не просто отдельные лица, а организованные структуры. Такое насилие скорее может быть названо эксплуатацией и несправедливостью. Возьмем, к примеру, методы и условия торгово-экономических отношений между богатыми государствами Севера и развивающимися странами Юга, имеющие, чаще всего, кабальный характер. В результате бедные страны становятся еще беднее, а богатые – еще богаче.

Список различных форм и проявлений насилия и несправедливости может быть расширен до бесконечности, но наша задача состоит в том, чтобы, определив истоки этого зла, вести борьбу не со следствиями, а с причиной. К сожалению, чаще всего христианские церкви высказываются исключительно по конкретным вопросам, вызванным определенными причинами, не пытаясь при этом вскрыть их истоки. Если христиане по-прежнему способны быть «пророческим голосом» в мире, а не только гласом вопиющего в пустыне, нам надлежит бесстрашно обличать неправды современного общества, не опасаясь за свою репутацию в глазах сильных мира сего и подконтрольных им СМИ.

Как это ни покажется парадоксальным, но оттого, что в мире все больше говорится о справедливости, ее, увы, в нашей жизни больше не становится. Мы живем в атмосфере, где царят двойные стандарты, где повсеместно господствует цинизм, политкорректно прикрывающийся личиной демократии и заботой о правах человека, а в действительности попирающий и искажающий и то и другое.

Сегодня наконец-то в мире стали говорить не об абстрактном ущемлении религиозной свободы в отношении тех или иных меньшинств, а об открытых преследованиях христиан. Теперь стало невозможным замалчивать факты, которые на самом деле уже давно приобрели характер спланированных, а вовсе не стихийных гонений. Даже Европейский парламент, отдельные члены которого последовательно стремились к вытеснению всякого упоминания о христианских ценностях в истории Европы, впервые в своей истории принял поистине революционную резолюцию по христианофобии. Вслед за этим аналогичную резолюцию приняла также палата представителей итальянского парламента, которая обязывает представителей власти противодействовать попыткам дискриминации христиан.

Сегодня вновь и вновь поступают печальные сведения о нападениях на христиан в Египте, Ираке, Индии, Пакистане и Индонезии, в ряде других стран, в основном мусульманских. Например, из-за ежедневной угрозы жизни Ирак покинуло уже больше половины христианского населения.

В странах, где христиане составляют меньшинство, отсутствует реально действующая система их защиты. В Египте, например, согласно поступающим сообщениям, полиция и военные чаще всего предпочитают не вмешиваться в массовые избиения коптов, а прокуратура отказывается возбуждать уголовные дела в отношении мусульманских экстремистов, квалифицируя продолжающееся кровопролитие как «межрелигиозные столкновения», в котором-де виноваты обе стороны.

Что мы, христиане, делаем сегодня для защиты наших братьев и сестер по вере, ежедневно подвергающихся унижениям, угрозам и дискриминации на почве религиозной нетерпимости? К сожалению, чаще всего мы не идем дальше заявлений, пресс-релизов, соболезнований и политкорректного «выражения озабоченности». Пробил час перейти к активным действиям. Необходимо безотлагательно организовать систему защиты христиан от преследований. Прежде всего, необходимо создать информационные структуры, которые будут заниматься мониторингом преступлений, совершенных на почве религиозной ненависти. Христианское сообщество, несмотря на свою разобщенность, должно объединиться и ходатайствовать перед ООН, правительственными и международными организациями о необходимости положить конец гонениям на христиан в современном мире.

Христианские церкви и общины сегодня должны наполнять реальным содержанием миротворческую и правозащитную деятельность, в первую очередь, имея попечение о своих братьях и сестрах, подвергающихся гонениям в некоторых регионах земного шара. Апостол Павел призывает нас: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6. 10). В противном случае мы просто превратимся в один из сотен ничем не выделяющихся общественных институтов по содействию мирному строительству.

В России на протяжении всей ее истории не было религиозных войн и межрелигиозных столкновений. Граждане нашей страны умели находить язык взаимопонимания, дружбы и добрососедства, несмотря на различия в вере, культуре и укладе жизни. Для развития межконфессионального взаимодействия в 1998 году был создан Межрелигиозный совет, в рамках которого лидеры традиционных религий сообща обсуждают возникающие сложности и находят пути их решения. Несколько лет в России успешно действует Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте Российской Федерации. Подчеркну, что вопросам мирного сосуществования религий в многонациональной России правительство уделяет огромное внимание. Из того, как строились и продолжают строиться стабильные и благожелательные отношениями между религиями в России, можно извлечь уроки для применения таких принципов и на международной арене.

Мир – дар Божий, ниспосылаемый свыше покаявшемуся в своих грехах народу. Мир сей, лежащий во зле, сколько бы миротворческих концепций он ни пытался выработать, не может творить мир из самого себя, ибо зло является его неотъемлемой частью. Мы помним пророчество апостола Павла: Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3). А значит, мир Божий обретается на иных путях, отличных от искусственного конструирования мирного сосуществования и правовой регуляции механизмов социального устройства. Мы, христиане, призваны указать эти пути миру, на которые его не может привести ни прогресс, ни рационализм, ни различные концепции «справедливого мира». Единство, о котором так много говорилось в истории христианских церквей ХХ века, будет еще одним примером потерявшей всякую ценность бессодержательной риторики, если мы сейчас не объединим усилия для спасения «своих по вере», страдающих от злой воли тех, кто стремится наполнить землю ненавистью, враждой, кровопролитием, при этом призывая к построению религиозного общества в планетарном масштабе.

Иной путь указан в заповедях блаженств. Евангелие учит нас, что мир можно построить и укрепить, не убивая врагов, но убивая вражду, как это сделал Сам Господь на кресте (см. Еф. 2:16).

От имени Русской Православной Церкви я призываю как власть предержащих, так и простых верующих проявить солидарность с гонимыми христианами. Будущее человечества должно быть построено на мире и справедливости, заповеданных Богом, — в противном случае у человечества нет будущего.