Print This Post

22 апреля 2010 года, в Великую субботу, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию св. Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филипп (Рябых), клирик Корсунской епархии иеромонах Габриэль (Бунге), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

На литургии присутствовали члены христианской общины Тэзе (Франция) – приор брат Алоис Лёзер и братья Лука и Матфей, а также  группа  молодых христиан из Западной Европы, прибывших в Москву, чтобы познакомиться с православной богослужебной и культурной традицией.

За богослужением митрополит Иларион прочитал одну из пятнадцати паримий Великой  субботы  – отрывок из книги Исхода, повествующей о переходе израильтян через Чермное море.

По обычаю Великой субботы, перед чтением Евангелия священнослужители переоблачились из темных одеяний в белые.

После отпуста литургии митрополит Волоколамский Иларион совершил благословение хлебов и вина, после чего обратился к верующим с архипастырским словом:

«В Великую субботу мы совершаем, может быть, самую удивительную Божественную литургию за весь год. Мы предстоим перед Гробом Господним, видим Плащаницу с изображенным на ней Господом нашим Иисусом Христом — умершим и пребывающим во Гробе. Но именно за этой Божественной литургией совершается переоблачение из черных одежд в белые, звучит Евангелие о Воскресении Христовом. По сути, празднование Воскресения Христова начинается именно с этой Божественной литургии.

В древней Церкви эта литургия совершалась вечером, и после ее окончания народ не уходил из храма. Мы только что освятили хлеб и вино – этот обычай сохранился именно с тех времен: люди подкрепляли себя хлебом и вином, чтобы продолжить молитву за ночным богослужением.

Переоблачение в белые ризы означает не только радость о Воскресении Христовом — оно также  напоминает, что в этот день крестили оглашенных и крещаемые входили в храм в белых одеждах. Во время крещения в храме читались ветхозаветные чтения – те самые, которые мы сегодня слышали. В них отображена вся история домостроительства спасения человечества в Ветхом Завете, до пришествия Господа Иисуса Христа. В этот день мы вспоминаем, что Господь наш Иисус Христос после Своей смерти сошел во ад, чтобы проповедовать находящимся там всеобщее воскресение, чтобы проповедовать Евангелие Царства не только на земле, но и за порогом смерти, чтобы наполнить Своим присутствием адские бездны.

В дни Страстной седмицы мы слышим удивительные слова, посвященные этому событию: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, Неописанный». Великая суббота – та точка, в которой сошлись все важнейшие моменты домостроительства спасения. Господь Иисус Христос Своей плотью находился во гробе, душа Его сошла во ад, – и не просто Его человеческая душа, Он сошел туда как Бог, – для того, чтобы Своим божественным присутствием наполнить это царство дьявола и тем самым разрушить его изнутри, уничтожить его замки и затворы, открыть его двери, дабы всякий желающий мог выйти оттуда, последовав за воскресшим Христом. В этот же самый миг Господь уже находился в раю с разбойником, которому утром сказал: днесь будешь со Мною в раю (Лк. 23. 43). И мы верим, что душа разбойника даже не сходила в ад после его смерти, потому что сразу же Господь перевел его из одной жизни в другую, простив ему все грехи за то исповедание веры, которое он произнес, находясь на кресте.

Слова «и на Престоле был еси со Отцем и Духом» означают, что Господь Иисус Христос и в этот момент Своего страдания, уничижения и смерти как Бог продолжал пребывать на божественном Престоле вместе со Своим Отцом. Не было никакого разделения или разлучения между Отцом и Сыном, Отец ни на секунду не оставлял Своего Сына даже на Голгофе. Когда Христос висел Кресте, Он как человек  страждущий, израненный, умирающий чувствовал мучения богооставленности и взывал как человек к Своему Богу: Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27. 46).  Но Бог Отец не оставлял Своего Божественного Сына и в минуты страданий на Кресте, и в минуты смерти и погребения. Всегда Бог Отец и Бог Святой Дух пребывали с Сыном Божиим, и вся Святая Троица – Единый Бог, принимавший участие во всем том, о чем мы слышали в этих удивительных службах Страстной седмицы.

Сегодня мы еще предстоим перед Гробом Господним, но уже начали праздновать Воскресение Христово. Мы празднуем не только событие, произошедшее две тысячи лет назад, но и нашу собственную победу над смертью. Мы празднуем не тот переход, который совершили сыны израильские, перейдя через Чермное море, когда воды сомкнулись над египтянами, чтобы потопить вражеское войско, – мы празднуем нашу победу над смертью и грехом; победу силы Божией над нашей греховной немощью. Мы празднуем Воскресение Христово, которое произошло не когда-то, но происходит здесь и сейчас, среди нас, воскрешая наши души к жизни вечной.

Предстоя живоносному Гробу Господню в молчании, благоговении и трепете, мы ужасаемся тому, что происходило в эти Страстные дни, но при этом радуемся тому, как Господь наш одержал победу над человеческой немощью, злобой, предательством, ненавистью, грехом. Он, став человеком, одержал эту победу для того, чтобы каждый из нас в своей жизни мог преодолеть в себе греховную тьму и выйти к свету Божию, который сияет для всех, который никогда не омрачается человеческой тьмой.

В Пасхальные дни будем радоваться тому, что Господь победил смерть, и просить Бога, чтобы и нам всегда быть достойными великого Таинства, чтобы и в нашей жизни свет побеждал тьму, добро побеждало зло, и чтобы наша жизнь закончилась не смертью, а воскресением. Аминь».

В конце своего слова председатель ОВЦС поприветствовал представителей общины Тэзе и пожелал им, приобщившись к пасхальной радости, почувствовать то, чем живет Православная Церковь.

Служба коммуникации ОВЦС