Print This Post

Вечером 22 апреля 2010 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил утреню с чином погребения Плащаницы Спасителя. Владыке Илариону сослужили представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филипп (Рябых), клирик Корсунской епархии иеромонах Габриэль (Бунге), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

Перед началом богослужения мастера иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского поздравили митрополита Волоколамского Илариона с приближающимся праздником Воскресения Христова и преподнесли в дар Владыке образ святителя Василия Великого.

По окончании Великого славословия председатель ОВЦС возглавил крестный ход с Плащаницей вокруг храма. Владыка Иларион прочитал перед Плащаницей отрывок из книги пророка Иезекииля, в котором говорится о грядущем воскресении мертвых.

После богослужения владыка Иларион обратился к верующим с проповедью:

«Мы совершили чин погребения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, услышали слова богослужения, исполненные скорби и одновременно исполненные надежды. Мы слышали древнее пророчество о том, как Господь воскрешает народ израильский, который в данном случае является прообразом всего человечества: через пророка Господь посылает Духа Своего на сухие кости, и они облекаются жилами и плотью, потом Господь вводит в них дух жизни, и вот уже стоит великое полчище живых людей (см. Иез. 37. 4-10).

Нет ничего страшнее в жизни человеческой, чем смерть: ничему так сильно не противится наше человеческое естество. Всякий признак смерти вызывает у нас естественный страх. Сам вид смерти, сама мысль о ней вызывает ужас и противление. Смерть противоестественна. Господь не создал смерть, как не создал Он и зло. Господь создал только жизнь, и каждого из нас Он привел в этот мир, чтобы мы жили и не умирали.

Смерть вошла в естество человеческое вместе с грехом и стала его неизбежным следствием. До тех пор, пока человек согрешает перед Богом и перед другими людьми, смерть остается печальной необходимостью. Своей смертью на Кресте Господь наш Иисус Христос избавил род человеческий от владычества смерти. Это не значит, что никто больше не умирает. Но, встречая смерть, люди знают, что за ее порогом их ждет вечная жизнь. Они знают, что и тело свое, с которым расстаются в момент смерти, они теряют не навсегда, потому что Господь таинственным и неизреченным образом восстановит его в день всеобщего воскресения. Это будет уже не то  тело, которое мы сейчас имеем, но тело, которое Господь воссоздаст Своими руками, чтобы наша душа вновь – теперь уже навечно – обрела свой дом.

Все это произойдет в том Царстве, о котором мы знаем из учения Церкви. Никто из нас не знает о нем из собственного опыта, однако Господь дает нам в этой земной жизни предвкусить Царство Небесное: это происходит, когда мы с особой силой ощущаем близость Божию, когда питаемся животворной энергией, исходящей от Гроба Господня и, в особенности, когда приступаем к святым церковным Таинствам, наипаче же  к Таинству причащения Тела и Крови Христовых. В этот момент мы уже становимся причастниками вечной жизни, приобщаемся к блаженству, которое ожидает каждого человека за порогом смерти и в котором уже сейчас пребывают святые.

Так страшная весть о смерти оборачивается для нас ликующей и радостной вестью о воскресении. Мы стоим сегодня перед Гробом Господним, созерцаем в этом Гробе умершего человека. Однако мы понимаем, что сей Человек является Богом воплотившимся. Душа Его сошла во ад, тело пребывает пока еще на земле, но Он воскреснет и вместе с Собой воскресит к жизни весь род человеческий. Поэтому мы не страшимся смерти. Когда умирает близкий человек, на отпевании мы слышим утешительные для нас слова – слова о воскресении. Мы взираем на лицо умершего, но верим, что он воскреснет и что, разлучаясь с ним на земле, мы встретимся с ним вновь в вечности. Каждый из нас на том или ином этапе нашей жизни теряет своих близких, причем чем старше мы становимся, тем больше теряем друзей и родных. Но Господь утешает нас надеждой на воскресение.

Поэтому живоносный Гроб, перед которым мы сегодня предстоим, является напоминанием и о смерти, и о воскресении. Он напоминает о том, что смерть неразрывно связана с воскресением для каждого человека, который живет во Христе, питается от источника жизни; для каждого, избравшего жизнь, а не смерть, добро, а не зло, спасение, а не погибель. Поклоняясь этому живоносному Гробу, будем просить Господа, чтобы он давал нам силы всегда чувствовать жизнь даже в смерти, присутствие света  — даже в нашей человеческой тьме. Будем просить, чтобы Господь помогал нам всегда исполнять Его божественные заповеди, быть верными Ему в нашей жизни, дабы за порогом смерти для каждого из нас, для всех наших близких и для всего рода человеческого Он отверз врата жизни вечной. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС