Митрополит Иларион: Господь всегда будет сохранять верность по отношению к каждому человеку
21 апреля 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил утреню Великого пятка с чтением двенадцати Евангелий Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Архипастырю сослужили представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филипп (Рябых), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
По окончании богослужения владыка настоятель обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшних двенадцати евангельских чтениях мы слышали историю крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Слышали, как Он претерпел вольное страдание и страшную смерть на кресте за спасение рода человеческого; как разные люди в последние дни и часы Его земной жизни находились рядом с Ним и как по-разному они реагировали на происходившие события.
Толпа народа, которая еще несколько дней назад встречала Иисуса с пальмовыми ветвями как царя, восхваляя Его и взывая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» (Мф.21; 9), в эти часы кричала совсем иное: «распни, распни Его!» (Ин. 19; 6) — обращаясь к римскому прокуратору, который, не видя вины в Иисусе, тем не менее осудил Его на смерть.
Мы слышали, как Иуда, один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, предал Его. За тридцать сребреников он выдал первосвященникам место, где Иисуса можно было арестовать так, чтобы множество людей, почитавших Его, не увидели это (Мф. 26; 14-15; 47-50).
Мы слышали, как ближайший ученик Христа — Петр по малодушию, от страха, отрекся от своего учителя, но затем оплакал грех своего отречения (Мф. 26; 69-75). Мы слышали, как при кресте Иисуса стояла Его Пречистая Матерь и Его любимый ученик, которые последовали за Ним до самого конца, до самой Голгофы (Ин.19; 26-27).
И мы слышали, как Богочеловек Иисус Христос принимал те страдания, которые надлежало было Ему претерпеть по воле и благоволению Отца за спасение человеческого рода (Ин. 19; 1-3; 17; 28-30). Сын Божий, будучи распинаем, молился за Своих распинателей (Лк. 23; 34). Когда Его хулили, Он ни единым словом не ответил на эту хулу. Но когда разбойник — один из двух, распятых вместе с Ним, — обратился к Нему со словами: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое», Он сказал ему: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23; 39-43).
Все эти события, о которых мы хорошо знаем, потому что читаем о них в Евангелии не только сегодня, но многократно в течение года, прежде всего, раскрывают нам любовь Божию, которая не умаляется в зависимости от поведения людей — от их малодушия, маловерия, ненависти, предательства. Господь Иисус Христос, пригвожденный ко кресту, Своей Божественной и сверхчеловеческой любовью обнимал все человечество. Его любовь простиралась и на Его Пречистую Матерь, и на любимого ученика, которые стояли рядом, и на Петра, который отрекся, и в слезах оплакивал свой грех, и на тех апостолов, которые в страхе разбежались и не знали, что дальше им делать, и на предателя Иуду, который покончил жизнь самоубийством, и на толпу, которая Его окружала, — всех этих людей Господь обнимал Своей любовью. Любовь Божия распространяется на всех людей — на праведников и на грешников. Нельзя сказать, что Бог любит одного человека больше, а другого меньше. Нельзя сказать, что Господь не дает шанс на спасение тому или иному человеку- Он дает каждому человеку возможность спастись.
Когда Иуда замыслил предательство, Господь дал ему понять, что знает о его коварном плане (Мф. 26; 21-25) и дал возможность остановиться, но тот не остановился. Любовь Божия, изливающаяся от креста Господня, превышает всякое человеческое представление о справедливости, воздаянии, о том, что можно любить или не любить, о том, что можно любить больше или меньше. Господь всегда будет сохранять верность по отношению к каждому человеку, ибо наш Бог — это Тот Бог, который «всем человекам хощет спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2,4).
Наивысшим доказательством Божественной любви является крест Христов и распятый на нем Господь Иисус Христос, Который молится за своих распинателей, который вручает Своего любимого ученика Своей Матери, а Свою мать вручает Своему любимому ученику; Который даже в последние минуты Своей земной жизни думает не о Себе, а о людях. Такова любовь Божия, раскрывающаяся нам через тайну креста Господня.
Будем поклоняться распятому за нас Господу Иисусу Христу. Будем просить Его о том, чтобы никогда не оскудела наша вера, чтобы никогда мы не оказались малодушными, чтобы не предали Его, как Иуда, не отреклись от Него, как Петр, не оказались безучастными или равнодушными по отношению к Нему, если Он приходит к нам в облике какого-либо человека — страждущего, оскорбляемого, униженного. Будем просить Господа, чтобы Он давал нам силы быть истинными христианами и по мере своих возможностей подражать Ему, пострадавшему, умершему и воскресшему ради всего человеческого рода. Аминь.
Служба коммуникации ОВЦС
Далее по теме:
-
25.04.2011 18:25Сотрудники Отдела внешних церковных связей разделили радость праздника Святого Христова Воскресения со своим председателем
-
24.04.2011 13:18В Пасхальную ночь митрополит Иларион совершил праздничное богослужение в храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
-
23.04.2011 18:47Митрополит Иларион: Господь сошел во ад, чтобы разрушить его изнутри
-
23.04.2011 12:15Митрополит Волоколамский Иларион: Будем просить Господа, чтобы Он отверз для нас врата жизни вечной
-
23.04.2011 11:57Митрополит Иларион: Мы не боимся смерти, потому что за ней следует воскресение
-
22.04.2011 10:56Митрополит Иларион: Господь всегда будет сохранять верность по отношению к каждому человеку
-
20.04.2011 20:27Митрополит Волоколамский Иларион: Современное общество забыло закон любви
-
19.04.2011 18:21В Великий вторник митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение в храме Свято-Тихоновского университета
-
18.04.2011 18:40Митрополит Иларион: Будем просить Господа о том, чтобы нам никогда не уподобиться бесплодной смоковнице