Print This Post

18 марта 2011 года в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках международной научно-практической конференции «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» прошло заседание круглого стола «Эффективное управление при демократии». Организатором мероприятия выступили также Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара и Фонд Егора Гайдара.

От Русской Православной Церкви в работе круглого стола принял участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых). В выступлении на тему «Может ли быть у России своя миссия в глобальном мире?» он указал на важность фактора нравственных ценностей для формирования современных стратегий общественного развития: «В связи с финансово-экономическим кризисом и обрушившимися на Японию бедствиями очень многие в мире всерьез заговорили о нравственном или ценностном измерении общественного развития. Для меня это означает в первую очередь не запреты, а поддержку качеств, необходимых для полноценного развития личности и происходящих из ее духовно-материальной природы. Ограничения нужны, но только тогда, когда понятно, что мы стараемся развивать и сохранять в человеке. Важно понимать, что развитие не может не учитывать природы человека и его падшего состояния. Оказывается, что для полноценной самореализации одни способности и качества человека нуждаются в поддержке и развитии, а другие — в сдерживании и ограничении. Сейчас вновь становятся востребованными честность, трудолюбие, оптимистический взгляд на мир, стремление к постоянному внутреннему нравственному и интеллектуальному росту, даже альтруистическое отношение к делу ради достижения общественно значимого результата, а не ради неких личных выгод».

По мнению игумена Филиппа, с пониманием этих особенностей можно подходить и к самоопределению целых государств и наций: «Россия может говорить о такой стратегии развития с нравственным измерением не потому, что мы хотим учить других, а потому что сами, прежде всего, нуждаемся в этом. Речь идет не о мессианизме в том понимании, что Россия должна вновь изобрести какой-то комплекс идеологем для распространения и навязывания их в мире». Предлагая свое решение дилеммы: изоляционизм или универсализм — представитель Церкви отметил: «Вся духовно-культурная традиция Русского мира стоит за универсалистский путь развития. Основные традиционные религии нашего народа несут идею общности человеческой природы, а значит, и существование общих норм ее проявления, которые мы обозначаем понятием «совесть». Поэтому одно из значений включения праздника Крещения Руси в календарь памятных государственных дат как раз и состоит в том, чтобы подчеркнуть признание положительного влияния универсального характера христианства на последующее развитие нашего народа. Но, с другой стороны, нам надо не бояться себя, своей самобытности, своего опыта переживания и воплощения универсальных истин. Преданность индивидуальным символам и опыту положительного воплощения идей — это не путь консервации, а путь развития, опирающийся на поиск лучшей практики в обществе и ее поддержки. Хорошим примером такого подхода являются реформы императора Александра II, о которых мы вспоминали в начале марта в связи со 150-летием Манифеста об отмене крепостного права. Лучшая стратегия развития может опираться только на универсальные ценности и одновременно на опыт национального воплощения их. Полагаю, что идея нравственной политики может стать миссией России в современном мире, прежде всего, в отношении к организации собственной жизни, а затем и в отношениях с другими странами».

Служба коммуникации ОВЦС