Print This Post

11 марта 2011 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Литургию Преждеосвященных Даров.

Владыке Илариону сослужили первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной  Церкви  архимандрит Кирилл (Говорун), ректор Православной духовной семинарии в Йоэнсуу протоиерей Рауно Пиетаринен (Финляндская Православная Церковь), помощник председателя ОВЦС священник Дмитрий Агеев, клирики прихода.

По окончании Литургии владыка настоятель совершил чин освящения колива.

Затем митрополит Волоколамский обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В дни Великого поста по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Это богослужение было установлено Церковью, чтобы в течение седмичных дней Великого поста православные христиане подкрепляли себя причастием Животворящего Тела и Честныя Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Полная Литургия – будь то Литургия по чину святителя Иоанна Златоуста или по чину  святителя Василия Великого – имеет праздничный характер, потому что во время этого богослужения совершается Божественная Евхаристия, и хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа.

Литургия Преждеосвященных Даров имеет характер покаянный и великопостный. За ней не совершается Евхаристия, не возносится молитва о  том, чтобы Святой Дух сошел на хлеб и вино и соделал их Телом и Кровью Христовыми, потому что это уже произошло на предыдущей полной Литургии. И Святые Дары, освященные тогда, в последнее воскресенье, хранятся благоговейно на  престоле, чтобы в среду и пятницу они могли быть розданы верующим и стать для них, по слову Господа, источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4. 14).

Литургия Преждеосвященных Даров имеет также характер особого поклонения Господу Иисусу Христу, потому что во время этой службы,  в отличие от обычной Литургии, с самого начала на престоле или на жертвеннике пребывают освященные Святые Дары — не хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Христа во время совершения Литургии, но уже Тело и Кровь Его. Поэтому последование Литургии Преждеосвященных Даров акцентирует момент поклонения перед этой величайшей святыней, звучат слова, которые напоминают нам о присутствии ангелов: ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, а в молитвах мы просим Господа о том, чтобы быть достойными принятия Святого Тела и Честной Крови Христовых.

Всякая Литургия совершается для того, чтобы мы причащались Христовых Таин. И если мы с благоговением поклоняемся Святым Дарам, когда они находятся на престоле, то с каким же благоговением, трепетом и любовью мы должны принимать Тело и Кровь Христовы и  носить их внутри себя! Ведь причащение – это не краткий момент, когда мы соединились с Господом на пять или пятнадцать минут, на полчаса или на час, или даже на один день. В Причастии раз и навсегда мы соединяемся с Господом. Приняв в себя Тело Христово, всегда носим Его в себе, приняв в себя Кровь Его, мы всегда имеем часть Крови Божественной в нашей человеческой крови. А это значит, что и жизнь наша должна быть пронизана чувством присутствия Божия.

Великий пост напоминает нам об этом всем строем литургической жизни Церкви, особым богослужебным уставом, молитвами и песнопениями. Все это служит нам напоминанием о том, с каким трепетом и с какой любовью мы должны хранить в себе святыню Тела и Крови Христа, чтобы наша жизнь была достойна великого дара, который мы получаем от Господа.

В дни Святой Четыредесятницы будем особым образом обращаться к Богу с молитвой, чтобы Он соединил нас с Собой, сделав причастниками Своего Божественного естества. Будем просить, чтобы каждый из нас всегда ощущал присутствие Божие в своей жизни. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС