Митрополит Волоколамский Иларион: Гордыня отдаляет человека от Бога
8 марта 2011 года, во вторник первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.
За богослужением владыке Илариону сослужили помощник председателя ОВЦС священник Дмитрий Агеев, клирики храма.
По окончании канона владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Вчера, дорогие братья и сестры, я начал говорить с вами о словах молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая читается в дни Великого поста: » Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Почему именно эти четыре добродетели избраны автором молитвы для того, чтобы мы сугубо просили о них во время прохождения постного поприща? Потому, что человек, который приобретет эти добродетели, сможет совершенствоваться и во всех остальных.
Вчера мы говорили о целомудрии, а сегодня я хотел бы несколько слов сказать о смиренномудрии, то есть смирении. Смирение – забытая добродетель, о нем мало кто в наше время вспоминает. О нем можно причитать в книгах святых отцов, в творениях учителей Церкви, подвижников древности, но мало кто из наших современников знает, что такое смирение и зачем оно нужно, и еще меньше людей сегодня сознают, что смирение – это добродетель, которую необходимо взращивать в себе. Вся современная культура противостоит и целомудрию, и смирению. Нам внушают, что мы должны гордиться – гордиться собой, гордиться собственными достижениями, а также успехами своих родных, своей страны. Родители должны гордиться своими детьми, дети – своими родителями и так далее. Но где тогда смирение и зачем оно нужно?
Смирение – это божественная добродетель. Преподобный Исаак Сирин именует его ризой Божества. Смирение – это то одеяние, в которое облачился Господь, когда восхотел стать человеком. Ведь Всемогущему Великому Богу не обязательно было вочеловечиться для того, чтобы спасти людей. Он мог найти и какой-либо другой способ нас спасти, но избрал именно этот и стал одним из нас, смиренно восприняв на Себя человеческую плоть со всеми ее немощами. Он принял все, вплоть до страдания и смерти. Своим смирением Он научил нас, каким должен быть человек.
Неслучайно Господь обращается к нам со словами: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11. 29). Какие удивительные слова! Почему обретение смирения связывается с внутренним покоем? Именно потому, что человек, стяжав эту добродетель, вместе с тем приобретет и все необходимое для жизни в покое и любви, в мире с собой, Богом и окружающими людьми.
Человек, лишенный смирения, пребывает всегда в состоянии неудовлетворенности, ему всюду плохо: то кажется, что его недооценили или не услышали, что он хотел сделать как лучше, а это не восприняли должным образом, то он боится, что за его спиной о нем отзываются плохо, или не ценят его достоинства. И вот этот человек ходит по белу свету, смотрит на окружающий мир через призму своей гордыни, и каждого, кто встречается ему на пути, воспринимает не как друга, а как потенциального врага, в каждом подозревает нелюбовь к себе.
Тому, кто лишен смирения, очень трудно живется на этом свете. Такому человеку тяжело смиряться с жизненными обстоятельствами. Если же его постигает болезнь, то к телесным страданиям присовокупляются и духовные, потому что он не только лишен возможности вести свою обычную жизнь, но еще и воображает, что все его покинули, чувствует себя не у дел, переживая болезнь не со смирением, а с внутренним ропотом.
Такому человеку бывает чрезвычайно тяжело перенести сложные жизненные обстоятельства, а также конфликты, время от времен возникающие у каждого человека в семье или на работе. Много раз мне приходилось беседовать с людьми, которые, испытывая затруднения в своей профессиональной деятельности и не находя в себе сил побороть их, высказывали желание уйти с работы. А некоторые говорят: «Я хочу уйти, потому что чувствую, что меня выгонят». Я обращался к таким людям с вопросом: «А почему не подождете, пока вас выгонят? Почему хотите уйти раньше?» На это я получал ответ: «Потому что, если уйду сам, то это будет мое решение, а если выгонят, я этого не переживу». Вот она, гордыня: человек не в силах дождаться, пока его уволят, и уходит сам. А может быть, все это ему только кажется и его никто не выгонит с работы? Может быть, все это – лишь плод его воспаленного воображения, которое рисует в сознании образы врагов, тогда как этих врагов нет вокруг него?
А сколько бывает проблем у людей в семье из-за того, что они не способны или не хотят смириться друг перед другом? Каждый считает, что должен настоять на своем, каждый стремится подчинить волю другого человека своей воле, а если это не получается, происходит конфликт. Бывает, дело доходит до развода, только потому, что кто-то не захотел смириться перед другим, а ждал смирения от него.
Есть люди, которые смиренны от природы: у них скромный характер, кроткий нрав. Можно сказать, что им в жизни повезло. Тем же, у кого трудный характер, обретение смирения дается с трудом. Но, по слову преподобного Исаак Сирин, Господь научает нас не тому смирению, которое является природным даром и у некоторых есть, а у других нет, но тому смиренномудрию, которое каждый человек должен вырабатывать в себе. Для этого, прежде всего, нужно, взирая на образ Спасителя, стараться подражать Ему. Преподобный Исаак Сирин говорит, что нет такого человека, который не смог бы обрести смирение, если бы захотел этого. Люди не смиряются, потому что не хотят этого делать. А ведь христианская жизнь – это ни что иное, как постоянный подвиг, непрестанная работа над собой.
Посмотрите на спортсменов. Апостол Павел приводит в пример христианам спортсмена-бегуна, бегущего, чтобы получить венец (см. 1 Кор. 9. 24-27). Сейчас дают не венцы, а кубки или медали, но суть не изменилась. Сколько усилий прилагает этот человек, чтобы достичь мастерства в своем деле! Может быть, ради получения награды нужно будет пробежать всего одну или две минуты, но для того, чтобы его тело было соответствующим образом подготовлено к выполнению поставленной задачи, он должен трудиться многие годы. Каждый день по многу часов ему необходимо упражняться, чтобы однажды получить заветный приз.
Этот образ апостол предлагает каждому из нас: мы должны понимать, что добродетели не приобретаются просто так – за них нужно бороться, нужно тренироваться и упражняться, как тренируются и упражняются спортсмены, балерины, как учатся живописи художники, музыке – композиторы. Вы не сможете написать симфонию, если перед этим не учились десять или пятнадцать лет композиторскому мастерству. Так разве можно приобрести смирение или другие христианские добродетели, если человек не потратит на это многие годы и многие усилия?
Давайте спросим себя еще раз: зачем же нужно смирение, почему нельзя прожить без него? Ведь многие люди живут, не задумываясь о подобных вещах. Они живут так, как получится, – со своим характером, со своими недостатками… Смирение необходимо прежде всего потому, что оно приближает человека к Богу. Человеку гордому, который вокруг себя видит только зло и вражду, очень трудно бывает с чистым сердцем приблизиться к Господу. Ему тяжело и с людьми, и с Богом, и с Богом тяжело именно потому, что тяжело с людьми. Такой человек может прийти к Богу, как пришел фарисей, и по-фарисейски строить свои отношения с Ним. Но такие отношения не принесут ему ни радости, ни мира, ни того внутреннего покоя, о котором говорит Христос. А если человек приходит к Господу как мытарь, считая себя последним из грешников, не сравнивая себя с другими, но зная, что в своей последней глубине он хуже всякого человека, то ему с Богом легко, устанавливается живая связь с Ним благодаря тому, что исчезает главный барьер, отдаляющий нас от Бога, – гордыня.
Смирение нужно и для того, чтобы нам было легче жить друг с другом. У каждого из нас есть свои недостатки, свои слабости. Если человек не стяжал внутреннее смирение, то всякий раз, когда он сталкивается с недостатками других людей, это его ранит, оскорбляет, мешает жить. И вот уже человек внутренне неспокоен, ему некомфортно среди окружающих его людей.
Кроме того, смирение, как научил нас Сам Господь, дает человеку внутренний мир. И, может быть, это самое главное свойство смирения. Без этой добродетели нет у человека и душевного мира, потому что он всем и всегда недоволен. Если же он смирится, если он скажет: «Я недостоин ничего из того, что мне дает Господь», – то обретет мир и покой.
В Церкви существует такой обычай и правило: ни один человек не может претендовать на то, чтобы стать священнослужителем. Он может учиться, может окончить духовную семинарию или академию, может стать доктором богословия или профессором, но только в том случае, если Церковь сама призовет его к священнослужению, если епископ скажет ему: «Я хочу, чтобы ты стал священником», только тогда он может со смирением принять это как дар Божий и как возлагаемую на него миссию. Но если кто-то говорит: «Я считаю себя достойным, я хочу быть священником, потому что умею проповедовать, потому что у меня голос хороший, потому что я доктор богословия», Церковь не благословляет его.
Есть и среди священников те, кто недоволен своим положением, кто, будучи иеромонахами, хотят стать архимандритами, а будучи архимандритами, мечтают о том, чтобы быть архиереями. Им все мало: получив одну награду, они стремятся к следующей. Это внутренняя болезнь, такая же, как стремление к карьерному росту у людей в миру. Успехи в карьере придут сами, если ты будешь добросовестно трудиться. Но если человек ждет продвижения по карьерной лестнице только потому, что ему кажется, что он лучше других, то может так получиться, что его не заметят и не продвинут. А может так получиться, что его продвижению будет мешать именно это заметное всем излишнее стремление к карьерным высотам.
Вот причины, по которым всем нам нужно смирение – и священнослужителям, и мирянам, и монашествующим, и тем, кто состоит в браке. Смирение – это защитная оболочка, смирение помогает человеку идти по жизненному пути, не спотыкаясь, дает нам внутренние силы, которые необходимы для того, чтобы по-христиански достойно жить здесь, на земле, и войти в Царствие Небесное, уготованное каждому из нас. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС
Далее по теме:
-
11.03.2011 16:30Митрополит Волоколамский Иларион: Мы должны с трепетом и любовью хранить в себе святыню Тела и Крови Христовых
-
11.03.2011 11:05Митрополит Иларион: Мы должны следовать путем любви, если хотим прийти в Царство Небесное
-
10.03.2011 08:29Митрополит Иларион: Будем просить у Господа терпения
-
09.03.2011 16:45Митрополит Волоколамский Иларион: Господь посылает нам каждый год эту духовную весну для того, чтобы мы встали на путь покаяния
-
09.03.2011 13:41Митрополит Волоколамский Иларион: Гордыня отдаляет человека от Бога
-
08.03.2011 09:55Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост – это не только время покаяния, но и школа целомудрия
-
07.03.2011 08:49Митрополит Иларион: В поприще Великого поста нужно вступать с чувством примирения и любви
-
06.03.2011 18:55Митрополит Волоколамский Иларион: Человек, противящийся воле Господа, теряет живую связь с Ним