Игумен Филипп (Рябых): Религию нельзя выбросить из человеческой жизни, даже если для этого используются все средства государственного аппарата
В статье, опубликованной в газете «Известия» (№ 5/28266 от 17.01.2011), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых) размышляет о роли религии в современном мире.
На третье воскресенье января приходится Всемирный день религии, который уже получил широкое распространение в мире. Это дает хороший повод для размышлений о роли религии в современном мире.
Ближайшее будущее человечества в значительной мере будет определяться глобальной дискуссией о ценностях, которые должны ориентировать частную жизнь, устройство и развитие общества. В этих дебатах все более существенные позиции занимают религиозные традиции, которые не просто говорят о некотором наборе этических норм, но и высказываются о законах развития человеческой личности и общества, а также их связи с невидимым миром и вечностью. Безусловно, религии во многом различаются между собой, но одновременно они могут быть весьма близки в своих взглядах на то, как должна быть устроена общественная и частная сферы человеческой жизни. Такое совпадение во взглядах нередко расходится с системой ценностей, которую условно можно назвать секулярным гуманизмом. Его сторонники нередко отстаивают безусловную свободу выбора, возможность экспериментов с человеческим организмом, эксплуатацию человеческих инстинктов для повышения материального потребления, хищническое отношение к природным ресурсам.
Собственно для верующих проблемой является не то, что существуют люди с противоположными им взглядами, а в том, что они пытаются навязать свои мировоззренческие представления религиозным общинам и запретить проникновение в публичную сферу общественно значимых идей и символов, имеющих религиозное происхождение.
В некоторых странах уже существуют законы так называемой ювенальной юстиции, которые не способны снизить уровень насилия в семьях, но при этом разрушают естественные связи между родителями и детьми. Не редкость и то, что согласно законодательным нормам в отдельных государствах аборты становятся не просто возможностью для женщины, но они финансируются за счет всего общества, а врачей, несмотря на религиозные убеждения, принуждают их совершать. Или можно привести случаи, когда католические неправительственные организации, занимающиеся помощью в усыновлении детей, подвергаются санкциям и давлению за отказ работать с однополыми парами, желающими усыновить детей.
Вызывает тревогу, что для некоторых людей любая религия становится главным врагом, с которым надо если не покончить, то вести борьбу по всем направлениям. Для этого намеренно подчеркиваются в СМИ и публичных заявлениях некоторых политиков и общественных деятелей экстремистские формы или негативные стороны той или иной религии, и при этом абсолютно за кадром остается весь ее позитивный потенциал.
На таком фоне порой предлагают просто вывести само упоминание о религии за пределы общественной жизни. Так, накануне Рождества Европейская комиссия издала 300 тысяч ежедневников «Европа» для подарков школьникам, в которых были отмечены мусульманские, иудейские, индуистские и сикхские праздники, но не помещен ни один христианский, включая Рождество. Многие политические и общественные деятели в Европейском союзе возмутились явной дискриминацией в отношении религиозного большинства европейских стран. Однако еще большее недоумение вызвала реакция, высказанная пресс-секретарем Европейской комиссии, который заявил, что данная ошибка будет исправлена в следующем году с помощью изъятия всех религиозных праздников из новой редакции ежедневника.
Наверное, в данном случае такая страусиная позиция свидетельствует скорее о профессиональной растерянности еэсовского чиновника, чем о негативном отношении к религии. В то же самое время напомню, что несколько лет назад в текст преамбулы европейской конституции отказались внести упоминание христианства как части европейского наследия.
Гораздо более эффективной реакцией на возрастающую роль религии в жизни людей является поиск нестандартных решений для ее интеграции в общественную жизнь. Именно в этом направлении сегодня развиваются некоторые тенденции в России с принятием решений об обучении детей религиозной культуре в общеобразовательной школе по выбору родителей, о служении капелланов в армии и работе религиозных организаций в различных социальных сферах. Развивается диалог между традиционными религиями России, в том числе в рамках Межрелигиозного совета. Работу также ведет Христианский межконфессиональный консультативный комитет.
Тот же самый курс Русская Православная Церковь проводит и за рубежом, выстраивая двусторонние и многосторонние механизмы взаимодействия по общественно значимым вопросам с Католической Церковью, протестантскими общинами и традиционными религиями мира. Помимо проведения больших собраний, таких как саммиты религиозных лидеров, сейчас формируется более оперативная структура, своего рода «религиозная двадцатка» мира, которая на серьезном уровне могла бы вести регулярный диалог с международными структурами.
По инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2009 году была сформирована группа религиозных лидеров высокого уровня для сотрудничества с ЮНЕСКО. Подобная работа ведется Московским Патриархатом с Альянсом цивилизаций (ООН), Советом Европы, ОБСЕ.
Очевидно: религию нельзя выбросить из человеческой жизни, даже если для этого используются все средства государственного аппарата. В своем Отечестве мы через это уже проходили. Поэтому наша задача сегодня состоит в том, чтобы противостоять различным злоупотреблениям религией, особенно ее втягиванию в экстремистские движения, но в то же самое время создать все условия для проявления ее созидательного потенциала во всех сферах человеческой жизни. За этим будущее, и об этом мы можем свидетельствовать всему миру.