Интервью митрополита Волоколамского Илариона армянскому телеканалу «Шогакат»
– Вы посещаете Армению впервые? Какова цель Вашего визита?
Я уже много раз бывал здесь. Последний раз – в марте 2010 года. Тогда я сопровождал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посещавшего Армению по приглашению Святейшего Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. И сегодняшний мой визит проходит по приглашению Святейшего Патриарха и Католикоса. Надеюсь, что он послужит углублению наших отношений.
– Как Вы уже отметили, Патриарх Кирилл был в этом году в Армении. Как его визит повлиял на развитие отношений двух Церквей?
– Хотелось бы подчеркнуть, что между нашими Церквами существуют традиционно добрые и теплые отношения. Это связано и с историческим путем наших народов и с вызовами расцерковленного мира, который, забыв о Боге, пытается вытеснить религию за пределы общественной жизни. Однако Церковь существует не только для того, чтобы строить храмы и совершать в них таинства и требы, не выходя за их стены. Церковь существует для просвещения людей, и потому она должна присутствовать везде – и в средствах массовой информации, и в школах, и в высших учебных заведениях… – во всех сферах общественной жизни. Я думаю, что Армянская Апостольская Церковь подает нам в этом хороший пример: она занимает подобающее место в жизни своего народа.
– А что делает Русская Православная Церковь для того, чтобы сблизить общество и Церковь? Я знаю, как велики труды Святейшего Патриарха Кирилла в этой сфере.
– Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей открытой позицией и способностью говорить на понятном, доступном языке с самыми широкими слоями общества подает пример всем пастырям нашей Церкви.
Христианство имеет миссионерский императив, но еще с советского времени бытует стереотип, согласно которому Церковь должна общаться исключительно со своей паствой. У нас сложился определенный язык и набор понятий, которые мы используем в разговоре с прихожанам. Но общаясь с людьми нецерковными, необходимо говорить на понятном им языке и, более того, на понятные этим людям темы. Если проповедник на телевидении ограничится только схоластическим изложением доказательств бытия Божия и рассказом о таинствах Церкви, то очень скоро его речи людям наскучат. Если же он будет говорить о том, что считают важным в том числе и люди, еще не пришедшие к вере, то слова его будут востребованы. Есть множество актуальных вопросов, на которые, к сожалению, многие наши современники не находят правильного ответа, например, о семье: зачем она нужна, почему важна супружеская верность, что такое воспитание детей, сколько детей должно быть в семье?
– А вообще современная культура, современная жизнь способствуют христианизации общества?
Культура – весьма многогранное понятие. Современная жизнь и современная культура предоставляют довольно широкие возможности для христианского благовестия. Я говорю не только о чисто церковной культуре ( например, иконописании и церковном пении) но и о культуре светской. Не случайно сегодня многие деятели искусства стараются быть как можно ближе к Церкви – они понимают, что без религиозной составляющей их творчество не будет затрагивать души людей. Интересно, что наиболее известные из современных композиторов пишут на духовные темы, на евангельские сюжеты. Это связано с тем, что сегодня эти темы востребованы, может быть, даже больше, чем в XX веке.
Но существует и антикультура, которая настраивает человека на потребительское отношение к жизни. Говорят, что жизнь дана один раз, прожить ее нужно хорошо, цель в жизни — счастье, которое заключается в том, чтобы иметь деньги и успех. Вот вкратце та доктрина, которую предлагают людям с экрана телевизора, через средства массовой информации, внушают молодежи через систему светского образования.
Именно Церковь может рассказать о том, что в жизни человеческой есть более глубокий смысл, чем только накопить деньги и достичь успеха. Вот, человек уже скопил богатство, достиг того, что считается успехом, а счастья нет, и он не понимает, что происходит: у него есть все, но нет счастья, нет смысла в жизни. Церковь может открыть ему глаза на тот внутренний мир, который и составляет сердцевину человеческой жизни. Но очень многие люди об этом не знают.
– А может Церковь в одиночку бороться с современными тенденциями в обществе?
– Церковь никогда не должна действовать в одиночку, нужно искать союзников. Некоторые проблемы просто невозможно решить только ее силами, и поэтому нужны совместные усилия Церкви, государства и общества.
Возьмем демографический кризис, причины которого очень глубоки и связаны не только с экономическими факторами. Решить демографическую проблему невозможно лишь принятием тех или иных законов, увеличением пособий на детей или изменением миграционной политики. По сути дела, речь идет о том, что в современном секулярном обществе утрачено библейское представление о семье. Мы помним библейское повествование о том, как Бог заключил завет с Авраамом. В чем заключался этот завет? Господь сказал Аврааму: «От тебя произойдет большое потомство. Твоих потомков будет больше, чем песка земного» (см. Быт. 13:16). То есть дети воспринимались как благословение Божие. Сегодня же в большинстве семей довольствуются одним, максимум двумя детьми, потому что иметь больше детей накладно, некомфортно. Один ребенок вписывается в представление современного человека о счастье и благополучии, для некоторых с этим представлением совместимы и два ребенка в семье, а вот больше – уже нет. В силу таких обстоятельств наше народонаселение уменьшается, а оно должно увеличиваться, ибо это есть признак духовного здоровья нации.
– Может ли этот вопрос стать своего рода центром межхристианского, межцерковного сотрудничества?
– Да, конечно. Более того, должен сказать, что такое сотрудничество уже осуществляется. Например, действует Межхристианский консультативный комитет стран СНГ и Балтии, куда входят и Московский Патриархат, и Армянская Апостольская Церковь. В прошлом году мы провели посвященную теме семьи совместную конференцию, по итогам которой был принят документ об основополагающих семейных ценностях. И я должен сказать, что все члены этой организации поддержали традиционное представление о семье и обратились с единым совместным посланием к людям.
– Влияют ли отношения между Церквами на межгосударственные отношения?
– Да, влияют, но здесь надо учитывать, что Русская Православная Церковь – это Церковь не только Российской Федерации, но и Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Азербайджана, республик Средней Азии и Прибалтики. Таким образом, наша Церковь не может выражать интересы только одного государства. В то же время Церковь должна выступать посредником в конфликтных, взрывоопасных ситуациях. Например, в разгар вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе проходили регулярными трехсторонние встречи между Патриархом Московским, Католикосом всех армян и духовным лидером мусульман Азербайджана, а иногда к этим встречам присоединялся и Грузинский Патриарх. Эти встречи, прежде всего, были направлены на то, чтобы положить конец вооруженному противостоянию и спасти человеческие жизни. Конечно, Церкви не могут за государственных деятелей решать политические проблемы, но они могут осуществлять посредническую роль для того, чтобы спасать людей.
– Существуют ли проблемы, общие для Армянской и Русской Церквей?
– Как я уже отмечал, общим вызовом является секулярная идеология, которая, по сути дела, подрывает основы человеческой жизни. И когда мы полемизируем с этой идеологией, надо понимать, что мы возражаем не против свободы совести или свободы вероисповедания, потому что, в конце концов, каждый человек вправе выбирать то вероисповедание или мировоззренческую систему, которой он будет следовать. Но мы говорим, что существуют некоторые основополагающие человеческие ценности, которые на протяжении веков помогали человечеству жить и воспроизводиться. Сегодня именно эти ценности поставлены под удар.
Таким образом, мы ведем не богословский спор с секулярным миром – мы спорим о настоящем и будущем человечества. Мы говорим, что если нравственность не основана на абсолютных ценностях, то она не может служить прочной основой для человеческого общества – ведь если нравственные заповеди относительны, каждый человек может устанавливать для себя такую мораль, которую он сам считает полезной и нужной.
– Перед Армянской Церковью и армянским обществом сегодня остро стоит проблема тоталитарных сект. Какая ситуация с этим у Русской Церкви и как вы решаете эту проблему?
– Этот вопрос стоит достаточно остро и перед Русской Церковью. У нас существуют центры противодействия деструктивным культам, а также центры реабилитации тех людей, которые были вовлечены в секты, но решили вернуться в Церковь. В частности, при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где я служу, существует такой центр, и раз в полгода я совершаю чин присоединения к Церкви тех людей, которые по тем или иным причинам от нее отпали и уклонились в секты.
Проблема сект напрямую связана с общими проблемами современного общества. Следует также признать, что отчасти успех сектантских организаций объясняется недостаточной активностью с нашей стороны. Секты находят свое место в обществе именно потому, что имеются какие-то слабые места, существуют слабые люди, которые не укоренены в церковной жизни и легко поддаются на увещания и обман. Каждая секта нацелена на определенный психологический тип, она как бы подбирает тех людей, которые могут стать ее адептами в силу своего психологического и душевного склада.
– Мы знаем, что Вы сочиняете духовную музыку. Как Вы думаете, как может влиять культура на сознание современного человека? Может ли она уберечь человека от сект?
– Чтобы противостоять влиянию сект, мы прежде всего должны быть более активными в плане миссии. Мы не можем просто ходить по квартирам, стучаться и предлагать свои книги и брошюры, как это делают сектанты, – это не в традициях Православной Церкви. Но мы можем более активно использовать телевидение, другие средства массовой информации. Мы можем говорить о вреде и опасности сект, но самое важное – мы должны уметь показать красоту и значимость нашей веры, потому что просто рассказом о том, как плохо ведут себя другие, невозможно привести людей к Богу. Мы должны быть способными объяснить людям, почему им нужен Бог, почему им нужна Церковь и почему надо идти именно в Церковь, а не в секту.
Культура может быть носительницей христианского благовестия, и Церковь может пользоваться средствами культуры, чтобы вести свою миссию. Изобразительное искусство и музыка – очень значимые средства передачи христианского благовестия. Сегодня необыкновенной популярностью в Западной Европе пользуются выставки православных икон. Почему? Не только потому, что люди, созерцая иконы, соприкасаются с очень высоким художественным творчеством, но и потому, что через иконы им открывается особый мир, которого они не знают, но к которому тянется их душа. Это относится и к произведениям церковной музыки.
В рождественские дни в Москве состоится I Рождественский фестиваль духовной музыки. В его программе будет представлена не только русская духовная музыка: среди участников фестиваля – хор Первопрестольного Святого Эчмиадзина, хор из Сербии, хор Вестминстерского аббатства. Таким образом, зрители соприкоснутся с разными христианскими культурами и услышат религиозную духовную музыку, которая прозвучит на разных языках.
– В последнее время в России заметными событиями становятся киноленты на религиозные темы, например, фильмы Павла Лунгина. Что Вы думаете об этих фильмах?
– Я знаком с Павлом Лунгиным, мы неоднократно общались, и у нас даже есть совместные проекты. Я думаю, что это очень одаренный человек, и не только в кинематографическом плане, но и духовно. Он очень глубоко чувствует религиозную тему. Именно это позволило ему создать такой замечательный фильм, как «Остров», который на многих людей произвел сильное впечатление. С моей точки зрения, самое сильное в этом фильме – то, что в нем постоянно звучала молитва. Мне кажется, именно это отличает данную картину от предыдущих кинематографических опытов на религиозную тему: никогда до «Острова» не было фильма, где молитва, читаемая замечательным и глубоко верующим человеком – актером Петром Мамоновым – пронизывала бы весь сюжет фильма и составляла главное его содержание. Это была важная и очень интересная находка.
– Вы знакомы с армянской духовной музыкой и культурой?
– Да, в свое время я изучал произведения Комитаса, замечательного армянского композитора и священнослужителя, человека с очень трагической судьбой. С радостью буду присутствовать завтра в Первопрестольном Святом Эчмиадзине на богослужении, за которым будет звучать армянская музыка.
Еще раз хотел бы сказать, что исполнение хором Первопрестольного Святого Эчмиадзина армянских песнопений в Москве на Рождественском фестивале будет очень значимым событием, потому что в России и в Русской Церкви армянская музыка не очень известна и мне бы очень хотелось, чтобы ее узнали лучше.
Далее по теме:
-
15.12.2010 16:19Интервью митрополита Волоколамского Илариона армянскому телеканалу «Шогакат»
-
14.12.2010 17:29Завершился визит председателя ОВЦС в Армению
-
14.12.2010 16:59Митрополит Иларион вместе с Католикосом всех армян Гарегином II посетил молодежный центр Армянской Апостольской Церкви
-
14.12.2010 15:45Митрополит Иларион посетил древние монастыри Армении
-
13.12.2010 15:53Митрополит Иларион посетил духовную семинарию Армянской Церкви
-
13.12.2010 13:43Митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме Русской Православной Церкви в Ереване
-
11.12.2010 20:00Начался визит митрополита Волоколамского Илариона в Армению