Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
6 ноября 2010 года, в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Предстоятелю Русской Православной Церкви будет сослужить председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
Начало богослужения в 10.00.
Святейший Патриарх Кирилл впервые совершит богослужение в этом известном московском храме.
Аккредитация журналистов проводится до 15.00 5 ноября по факсу (495) 637-43-18 или эл. почте press@patriarchia.ru.
Справка: Первые упоминания о храме преподобного Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м годам XVI века. В 1688 году состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сугубо почитавшейся особами царствующего дома. В 1713 году в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы.
В 1783 году замосквореченский купец Афанасий Долгов пожертвовал деньги на перестройку храма, заказав эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову. Иконы для иконостаса написаны в 1788 году иеромонахом Вонифатием из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 года, митрополитом Платоном (Левшиным).
Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831–1836 годах был почти заново отстроен архитектором О.И.Бове, сохранившим уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм, а изображения архангелов и святителя Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л.Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена святителем Филаретом.
В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился благодаря сотрудникам Третьяковской галереи: в храме разместился запасник музея, служители которого старались сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.
Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества в 1948 году. В те годы день прославления иконы праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.
С 2009 года настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» является митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
По инициативе владыки Илариона началась работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву Синодального хора. Работа велась совместно с А.Пузаковым, который в 1980-х годах управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом знаменитого регента Николая Матвеева. Именно этот мастер стоял у истоков возрождения традиций московской школы церковного пения после ослабления гонений на Церковь, и центром этого возрождения стал в 1948 году вновь открытый храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Однако после кончины Н.Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции были прерваны, нотная библиотека клироса утеряна.
Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой его послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведенную в Петербург. После восстановления в России патриаршества в 1917 году хор сохранил свое, ставшее уже историческим, имя. На Пасху в 1919 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование.
Приняв в 2009 году послушание регента возрожденного хора Скорбященского храма, А.Пузаков остался также руководителем созданного им в 1994 году хора храма святителя Николая при Третьяковской галерее, а также регентом храма святителя Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове. Это позволило объединить творческие усилия восьмидесяти певцов. Состав хора делится для одновременного участия в богослужениях этих храмов и собирается вместе на регулярные репетиции, особо торжественные богослужения и концертные выступления.
3 января 2010 года, в день памяти святителя Московского Петра, после богослужения в Успенском соборе, где пел объединенный состав хора, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Московского синодального хора на базе церковного коллектива под управлением А. Пузакова. Целью хора является сохранение и развитие лучших традиций богослужебного церковного пения в московских храмах, а также популяризация этого искусства среди самых широких слоев общества.
Служба коммуникации ОВЦС