Print This Post


17 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. За Литургией молился архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан. Владыке Илариону сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, руководитель Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Димитрий Сизоненко, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сотрудники Отдела внешних церковных связей в священном сане, клирики храма.

На Литургии присутствовали исполнительный директор компании «Группа СИНТЕЗ» А.Ю.Королев, исполнительный директор российской части Российско-китайского делового совета А.В.Калашник, коммерческий директор полиграфического объединения «Принт-ателье» И.М.Жуков, сотрудник ОВЦС МП Д.И.Петровский.

За богослужением пел Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А.Пузакова. Певчими были исполнены, в том числе, произведения архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе моя Господа».

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Дорогие браться и сестры!

Сегодня в евангельском чтении звучали слова Господа нашего Иисуса Христа о том, как мы должны относиться к людям. Господь говорит нам: если вы любите только тех, кто любит вас, то чем вы отличаетесь от обычных людей, от язычников? Если вы делаете добро только тем, кто делает вам добро, то чем вы отличаетесь от тех, кто не исповедует имя Христово? «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5.44), – именно в этом заключается отличие христианина от человека, живущего по законам мира сего.

Любить тех, кто любит нас, вполне естественно. Мы отвечаем любовью на любовь, потому что это заложено в наше человеческое естество: когда нам делают что-то хорошее, мы испытываем благодарность и стараемся отплатить добром, но как научиться любить врагов? Как научиться не отвечать злом на зло, но отвечать на зло добром? Как научиться творить добро, не ожидая в ответ благодарности?..

Ответ на эти вопросы сокрыт в словах апостола Павла, которые мы сегодня слышали: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20). До тех пор, пока в нас живет обычный человек, мы способны следовать только естественному человеческому закону, то есть отвечать добром на добро, а за причиненное зло отплачивать злом. Но если в нас будет жить Христос, то Сам Господь, вселившись в нас, открывших Ему свои сердца и души, будет действовать через нас, помогая исполнять Его божественные заповеди, потому что человеческих сил на это не хватает.

Люди, которых мы почитаем как святых, вслед за апостолом Павлом могли сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Они настолько открыли Богу свое сердце, душу, все свое внутренне человеческое естество, что Господь вселился в них, и эта божественная сила через них совершала великие чудеса. Почему некоторые святые были способны предсказывать будущее, видели приходящих к ним людей насквозь: их грехи и недостатки, добродетели и достоинства? Почему они могла давать людям советы, неподвластные человеческому разуму? Потому, что в этих людях жил Христос, жила благодать Святого Духа и Сам Бог открывал им судьбу другого человека. Это качество в народе получило наименование прозорливости: некой особой духовной мудрости, которая складывается из человеческого опыта и содействия благодати Божией, но прежде всего именно благодать Господня действовала в святых.

Господь не ожидает от нас, что мы своими силами научимся не отвечать злом на зло, любить наших врагов: Он ожидает лишь того, чтобы мы открыли Ему свое сердце, а все остальное сделает Он Сам. Всякий раз, приходя в храм на Литургию, мы слышим слова Господа Иисуса Христа, обращенные к каждому из нас: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14.22–24). Господь обращается с этим призывом ко всем, приглашая быть участниками Своей трапезы, чтобы Он жил в нашей душе, сердце, уме и даже в теле; чтобы Он Сам действовал через нас. В этом заключается тайна церковной жизни, сила Любви Христовой. Господь отдает Себя нам, ожидая, что и мы отдадим себя Ему — и тогда будет единство и гармония как в наших отношениях с Богом, так и с другими людьми: там, где Бог, умаляется или совсем исчезает сила греха. Все наши человеческие конфликты, злоба, несовершенство – следствие того, что мы недостаточно открыты Богу, думаем о себе и собственных интересах. Забывая о Боге, мы не оставляем для Него места в своей душе.

Будем просить Господа, чтобы Он научил нас через святое Евангелие, как жить и как относиться к своим ближним. Дай Бог, чтобы каждый из нас стал учеником Христовым, чтобы мы научились исполнять заповеди Божии, были солью земли и светом мира, делая добро причиняющим нам зло и любя ненавидящих нас».

Затем исполнительный директор компании «Группа СИНТЕЗ» А.Ю. Королев преподнес председателю ОВЦС уникальную книгу «Православие в Китае», подготовленную к печати и изданную по благословению митрополита Илариона силами сотрудников ОВЦС, Института Дальнего Востока Российской академии наук, МИД России, иных государственных и общественных структур и Российско-китайского делового совета. Поблагодарив А.Ю.Королева и компанию «Группа СИНТЕЗ», оказавших помощь в издании книги «Православие в Китае», митрополит Иларион сказал:

«На протяжении нескольких веков русские миссионеры трудились в Поднебесной, создавая Китайскую Автономную Православную Церковь. Сегодня она находится в сложных условиях. Многие годы мой предшественник на посту председателя ОВЦС, ныне Предстоятель Русской Православной Церкви, прикладывал усилия, чтобы изменить к лучшему положение православных верующих в Китае, а теперь и я продолжаю труд, начатый Святейшим Патриархом Кириллом».

За последнее время митрополитом Иларионом были подписаны меморандумы о сотрудничестве между Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и Государственным управлением КНР по делам религий, касающиеся вопросов развития российско-китайских контактов в религиозной сфере, а также подготовки в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви китайских православных студентов. Таким образом, достигнута договоренность об обучении китайских студентов в российских духовных семинариях и академиях. Председатель ОВЦС подчеркнул важность этого события во взаимоотношениях Московского Патриархата с Китайской Народной Республикой. «Мы надеемся, что Православная Церковь в Китае вновь займет подобающее ей место, будет развиваться и процветать, и сделаем для этого все возможное», – сказал владыка Иларион.


Митрополит Иларион также сердечно приветствовал архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана, музыкальные произведения которого регулярно исполняются в храме в честь иконы «Всех скорбящих радость», пожелав владыке Ионафану Божией помощи в служении и дальнейших творческих успехов.

Служба коммуникации ОВЦС