На Балканах прошли концерты Московского Синодального хора
16 сентября 2010 года концертом в Белграде завершилось триумфальное турне Московского Синодального хора по странам бывшей Югославии. Это событие стало частью программы Дней русской духовной культуры на Балканах.
Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия). Везде выступления российских певчих вызывали большой интерес и встречали восторженный прием у публики.
Зрители благодарили участников хорового коллектива, отмечая, что русское церковное пение, основанное и выросшее на общей для нас Православной вере, открывает им духовную глубину русского народа, является зримым подтверждением возрождения и духовного подъема в России.
Концерты Московского Синодального хора в рамках Дней русской культуры на Балканах, прошедшие под знаком человеческого взаимопонимания, мира и духовного единения, стали ярким событием в современной культурной жизни этих стран.
***
Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными.
На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу и переведенную в Петербург.
На рубеже XIX-XX веков репертуар хора значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для синодального хора. В свое время действенное участие в судьбе хора принял и Петр Ильич Чайковский.
После восстановления в России в 1917 году патриаршества хор сохранил свое, ставшее уже историческим, имя.
На Пасху в 1918 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование.
Нынешний Московский Синодальный хор начал свое возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Синодальный хор возрождается на базе хора этого знаменитого храма на Большой Ордынке, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева. За годы деятельности хора храма «Всех скорбящих радость» под управлением Н.Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок. С 1980-х годов одним из регентов этого храма был Алексей Пузаков. После кончины Н.Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции были прерваны, нотная библиотека клироса утеряна. Хор был значительно сокращен, став заурядным камерным ансамблем певчих.
В последние годы, приняв послушание регента возрожденного хора храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Алексей Пузаков смог объединить творческие усилия 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях, Московский Синодальный хор выступает с концертными программами. Хор сотрудничает с Российским Национальным оркестром, Большим Симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского; принимает участие в программах Московского Пасхального фестиваля, участвует в ответственных международных церковных проектах.
Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков.
Служба коммуникации ОВЦС