Print This Post

11 сентября 2010 года телепередача «Церковь и мир» с участием председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона была посвящена теме религиозного экстремизма.

11 сентября Церковь воспоминает усекновение главы Иоанна Предтечи. Одновременно это день памяти трагического события, произошедшего в 2001 году, – террористической атаки на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, из-за которой погибли почти три тысячи человек. Предполагается, что ответственность за теракт несут религиозные экстремисты из террористической организации «Аль-Каида».

Комментируя данную проблему, владыка Иларион высказал мнение, что во многих религиозных традициях может возникнуть некое экстремистское крыло, однако сами эти традиции нельзя винить в том, что на их почве возникает экстремизм: «Как правило, экстремизм – это ложно понятая религиозная установка. Это некая крайность, к которой приходит человек, облекающий свои экстремистские или человеконенавистнические воззрения и устремления в религиозную оболочку. Неслучайно лидеры и представители традиционных религий подчеркивают, что экстремизм не имеет к ним отношения, что они не готовы нести ответственность за его проявления».

Говоря о так называемом исламском экстремизме, митрополит Волоколамский напомнил, что существует мирный ислам, с которым православные христиане ведут диалог. Множество мусульман бесконфликтно живут бок о бок с представителями других религиозных традиций. «Однако есть и крайние проявления экстремизма, и надо честно говорить о том, что эти проявления наличествуют в ряде исламских стран, где не просто ущемляются права христиан, но последователей христианства преследуют за их убеждения. Известны случаи насилия над ними, то есть христиане за исповедание своей веры несут мученический подвиг», – подчеркнул архипастырь.

Выразив убеждение в том, что терроризм не совместим с религией, председатель ОВЦС отметил, что обычно почвой для проявлений экстремизма становится человеческое невежество. «Мы часто видим, что экстремисты – это люди, одержимые некой идеей. И как правило, эту идею они приобрели под воздействием других экстремистов, им эту идею внушали, – продолжил свою мысль митрополит Иларион. –  Есть целые школы террористов. У каждого человека есть некий естественный заслон от терроризма – это страх смерти, а у террористов-смертников страх смерти исчезает, поскольку им внушают, что, принося себя в жертву, убивая других людей – “неверных” – они делают доброе дело».

На вопрос соведущего программы Ивана Семенова о том, как соотносятся призывы лидеров религиозных общин к толерантности со священными текстами, содержащими весьма нетерпимые высказывания в отношении инакомыслящих, владыка Иларион ответил: «Если говорить о Библии, в частности, о текстах Ветхого Завета, которые будто бы призывают к вражде или к насилию, то следует отметить, что в христианской традиции существуют различные толкования этих текстов… Каждый священный текст должен быть правильно интерпретирован. Нужно понимать, в каком контексте, при каких исторических обстоятельствах он появился и в какой степени применим к сегодняшней ситуации. Для этого существует традиция толкования. Не случайно святые отцы Церкви толковали целые книги Библии, стих за стихом: книгу Бытия, Исход и другие. Это делалось именно для того, чтобы помочь человеку более позднего времени, воспитанному в новозаветной традиции, правильно понимать эти священные тексты».

В рамках программы был показан сюжет о проекте строительства исламского культурного центра и мечети в Нью-Йорке, в двух кварталах от места, где прежде возвышались башни-близнецы разрушенного Всемирного торгового центра. Известно, что план строительства, который получил одобрение президента США Барака Обамы, вызвал ожесточенные споры в американском обществе: по данным социальных опросов, 70 процентов жителей страны высказались против такой инициативы. По их мнению, все близлежащие кварталы должны стать особой зоной, посвященной памяти погибших 11 сентября.

По мнению митрополита Илариона, предложение построить мечеть на месте Всемирного торгового центра было изначально провокационным: «Ведь понятно, что в сознании миллионов людей это ужасное событие связано именно с исламским терроризмом. И хотя все знают, что ислам является мирной религией, что терроризм не связан с традиционным исламом, тем не менее, существует общественное сознание, общественная память. Я думаю, если на месте трагедии будет построена мечеть, то в сознании многих американцев выстроится некая логическая цепочка: сначала мусульмане убили несколько тысяч человек, а потом они построили там мечеть. И никто не будет разбираться в том, что убивали террористы, а возводят мечеть мирные мусульмане. Я считаю, что в данной ситуации должно быть найдено какое-то иное решение для того, чтобы память о безвинно погибших жертвах теракта могла сохраняться в сердцах людей, но это не должно быть связано с навязыванием каких-либо идеологических стандартов».

Служба коммуникации ОВЦС