Print This Post

15 августа 2010 года, в день перенесения из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили помощник председателя ОВЦС священник Дмитрий Агеев, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священник Дмитрий Сизоненко, клирики храма.

Перед началом Божественной литургии Его Высокопреосвященство поклонился главной святыне храма – чудотворному образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А.Пузакова исполнял песнопения из репертуара знаменитого московского регента Н.В.Матвеева.

По окончании Божественной литургии Владыка Иларион обратился к верующим со словами проповеди:

«Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как к Господу Иисусу Христу подошел богатый юноша и спросил, что нужно делать, чтобы наследовать Царствие Небесное. Господь в ответ перечислил ему ветхозаветные заповеди, которые были даны Моисею как путь, по которому человек должен идти, чтобы наследовать Царствие Божие. «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19. 20–22).

Этот Евангельский рассказ повествует о разных уровнях духовного совершенствования. Существует уровень, на котором человек призывается исполнять заповеди Божии и, если он их исполняет, то наследует Царствие Небесное. Если христианин живет по заповедям Божиим, это значит, что в его жизни существует абсолютный нравственный закон, установленный Богом, на который он ориентируется во всех своих поступках. Это путь добродетельной жизни, который ведет в Царствие Божие.

Но есть и другой путь, более совершенный: путь самоотречения и самоистощания по подобию Христову, которым шли многие святые, подвижники, иноки, мученики на протяжении всех двадцати веков существования Церкви. Это особая стезя, на которую Господь призывает не каждого, но если Он призывает идти по этому пути, то это призыв к особому совершенствованию: отказаться от всего, что имеет человек в земной жизни, и последовать за Христом. Этим путем шли монахи и подвижники, которые не имели большого богатства, но отказывались от всех земных наслаждений и радостей жизни, чтобы последовать за Господом. Этим путем шли и богатые люди, понимавшие, что их богатство может послужить бедным.

Каждый христианин сам для себя определяет ту степень духовного совершенства, на которую он желал бы ориентироваться. Исполнение десяти заповедей Божиих – тот минимум, который должен исполнять каждый, чтобы войти в Царствие Божие. Но если идти по максимальному пути самоотречения и самоистощания, тогда требуется больше: отвергнуться самого себя, отказаться от всех своих интересов, всё, что имеешь, поставить на пользу ближнему и всецело последовать за Христом по пути послушания и самоотречения.

Вот два пути, которые предлагает Господь. Третьего не дано. Третий путь предлагает человеку диавол или же собственная человеческая немощь: идти по пути греха, не исполняя заповеди Божии и ориентируясь только на то, что для самого человека представляется прекрасным, благим, что дает ему наслаждение и обогащение.

В словах, обращенных к богатому юноше, Господь говорит и о том, как человек должен употреблять свое богатство: на пользу ближнему. Если Бог дает кому-то богатство, Он дает его потому, что вокруг есть много бедных, которым требуется помощь: богатый человек призывается к тому, чтобы помогать бедным. Это очень простая жизненная философия, которую Господь сообщает богатому юноше. Он должен не просто отказаться от своего богатства, а раздать его бедным; богатство не должно пропасть. Человек не должен быть подобен тому, который зарыл свой талант в землю. Если ему дан талант, он должен употребить его в дело. Если ему дано богатство, он должен использовать его на пользу бедным. Если бы каждый человек жил в соответствии с этими Божественными заповедями и установлениями, не было бы вокруг нас бедных и страдающих людей.

Сейчас наша страна переживает тяжелые времена из-за пожаров. Мы знаем из новостей, как много пострадавших, потерявших дома, оставшихся без крова и имущества. Многие физически не могут перенести жару, дым, угарный газ и оказываются в больницах. Все это происходит на наших глазах, рядом с нами. Господь призывает каждого из нас доступными способами помогать страждущим.

Святейший Патриарх Кирилл призвал все храмы Русской Православной Церкви собирать средства на помощь пострадавшим в результате этого стихийного бедствия. Я прошу вас жертвовать на нужды пострадавших в результате пожаров, чтобы хоть чем-нибудь помочь этим страждущим. Господь призывает нас к активному доброделанию, именно для этого Он призвал нас к христианской жизни. Человек, который делится своим богатством с ближними, никогда не обеднеет. Если Господь видит, что человек употребляет свое богатство с пользой для других, то Он прибавляет богатство, чтобы не оскудела рука дающего.

Будем молить Господа о том, чтобы Он помог нам быть истинными добродетельными христианами, чтобы все данные Богом таланты – материальные и духовные – мы употребляли на пользу ближних. Тогда каждого из нас и наших близких Господь будет благословлять, подавая все необходимое для спасения и жизни вечной. Аминь!»

Многочисленные прихожане храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» откликнулись на призыв Владыки Илариона и внесли пожертвования в помощь пострадавшим от огненной стихии.

Служба коммуникации ОВЦС