Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников встречи во Дворце студентов Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара
24 июля 2010 года по окончании выступления во Дворце студентов Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы собравшихся.
Без того, чтобы начать жить по Божию закону, невозможно исправить изъяны современной жизни.
Кривошеин Виталий, доцент Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара:
— Ваше Святейшество! Мы знаем, что это уже третий Ваш визит за последний год. Этот визит проходит во время экономического кризиса. Наверное, этот кризис связан с культурой общества потребления. Мне хотелось бы спросить, Ваше Святейшество, видите ли Вы взаимосвязь между нынешним экономическим кризисом и состоянием духовности нашего общества?
— Конечно, вижу, я об этом много раз говорил. Если позволите, отталкиваясь от Вашего вопроса, я хотел бы еще раз отметить следующую взаимозависимость: огромной ошибкой многих людей является восприятие нравственности лишь как одного из компонентов человеческого бытия. Нравственность – это не только одна из составляющих, это фундаментальная ценность, без которой не может быть человеческой жизни и человеческого сообщества.
Сегодня, выступая на ЮЖМАШе и взирая на изделия, находящиеся в сборочном цеху, я сказал простую вещь: конструкторы закладывают в эти изделия соответствующую программу, в соответствии с которой и летит ракета и работает космический объект. Бог в нас вложил такую же программу — нравственное чувство, которое познается рационально, через конкретный закон. Когда-то этот закон передавался изустно, из поколения в поколение, а во времена Моисея он был просто записан. И сколько бы ни прошло после этого веков, человечество никогда не сказало: нет, это не наш закон, это какие-то инопланетяне, это не соответствует ни нашей природе, ни нашей культуре, это вообще все бред.
Что такое «не убий»? Почему «не убий»? А если надо убить, то почему не убить? Почему «не укради», вообще где тут логика? Если человек один раз живет, если за гробом ничего не будет, если что-то плохо лежит, почему это не взять? Ну, конечно, другой будет страдать, но о чем тут думать-то? Почему же тогда на основании этого закона выстраивается уголовный кодекс и самые страшные статьи за убийство, за хищение в особо крупных размеров? И ведь можно продолжать — все современное законодательство основано на этих принципах. Откуда эти принципы, Моисей, что ли, сидел, думал и написал?
Весь исторический опыт, все мировоззрение людей было сформулировано в этих десяти заповедях. Значит, есть нравственная природа человека, заложенная Богом, в соответствии с требованиями которой человек должен жить, а для того, чтобы человек помимо своего внутреннего субъективного восприятия нравственных истин имел объективное восприятие, дан объективный критерий, письменный закон, слово Божие.
Некоторые считают, что это закон обязателен только для личной жизни, а некоторые — что и для личной не очень обязателен. Но ведь нет, без этого закона не может существовать ни одна область общественных отношений, включая экономику. Если экономика построена на обмане, она нежизнеспособна. Если семейная жизнь построена на обмане, она нежизнеспособна, и так далее. Если человек живет постоянно во лжи, он никогда не будет ни успешным, ни счастливым.
Так вот, современная экономика построена в значительной степени на очковтирательстве, на создании денег из воздуха. Деньги являются эквивалентом человеческого труда и ценностей, которые Бог дал нам: угля, руды, нефти, интеллекта нашего, ноу-хау, физического и духовного труда. Но если сами деньги становятся ценностью, которыми торгуют; если каждое предприятие выпускает свои собственные деньги в виде акций, которые поступают на столичный рынок и превращаются в никому не понятные ценные бумаги, которыми можно торговать и спекулировать; если на этих фантиках зарабатываются миллиарды, не подкрепленные ни трудом, ни реальным капиталом, ни ценностями, – как же такая экономика может существовать? Вот и расплачивается сегодня простой труженик, который ценности производит, за весь этот мыльный пузырь, который надо спасать, потому что для всей банковской системы нужны реальные деньги, результат нашего труда. И во всем мире не нашли никакого другого способа, кроме как взять у людей деньги и вложить их в экономику, чтобы ее спасти.
Сейчас вроде бы что-то получилось, но я глубоко убежден: экономическая система должна быть принципиально изменена таким образом, чтобы она была справедливой, чтобы деньги и капитал являлись эквивалентом и выражением реального труда и реальных ценностей.
Но при чем тут нравственность? А при том, что законами все отрегулировать невозможно, можно написать прекрасные кодексы законов, но люди все равно будут обманывать и государство, и друг друга. Без того, чтобы начать жить по Божиему закону, невозможно исправить изъяны современной жизни. Примечательно, что к этой мысли сегодня приходят не только священнослужители, религиозные мыслители и философы, но и многие политики. Очень важно поддержать этих политиков, в том числе западных, которые вдруг заговорили таким пророческим голосом. Не все их поддерживают, кто-то из их коллег отрицает правомерность этих суждений, но как приятно слышать правду, в том числе и от политиков!
Нет ничего случайного, мы не случайно переживаем сейчас этот экономический кризис, лучше его сейчас пережить, чем позже, когда накопятся бездны пустых, ничем не подкрепленных денег и рухнет мировая экономика. Но очень важно здесь сильное и ясное свидетельство Церкви, и мы делаем все для того, чтобы ее голос в отношении экономического кризиса слышали во всем мире.
Самое великое сокровище украинского народа – это его религиозное чувство, яркое, сильное, мужественное и жертвенное
Анна Черепко, студентка Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара:
— Ваше Святейшество, Ваша пастырская деятельность вызывает огромный интерес на всем пространстве Русского мира, и каждая из составляющих частей этого пространства отличаются определенным своеобразием, а может быть, даже предназначением. В связи с этим хочу задать вопрос: какие наиболее характерные черты духовного образа современной Украины Вы отметили бы?
— На этот вопрос мне легко и радостно отвечать. На Украине происходит много хорошего, и это вселяет оптимизм. Как мне кажется, политическое развитие последних месяцев заслуживает положительного отношения и положительной оценки, как и изменения в экономике. Сегодня я был на ЮЖМАШе, беседовал с руководством, с людьми, которые там работают, — есть замечательный настрой, действительно прекрасные идеи в сотрудничестве с Россией производить совершенную космическую технику, средства транспорта, тракторы и многое другое. Все это, конечно, заслуживает положительной оценки.
Но самое великое сокровище украинского народа – это его религиозное чувство, яркое, сильное, мужественное и жертвенное. Мало таких мест на земле, где люди молятся так же, как молятся на юге Русского мира. Кто-то из моих родственников, увидев по телевизору богослужение в Одессе, позвонил мне и сказал: «Не приезжай больше никогда на Украину в июле, ведь тысячи людей стоят на такой жаре и не уходят!»
Эта телекартинка показала на весь мир тысячи людей, стоящих на жаре, в духоте и молящихся. Какие глаза! Как светятся лица! Каким же нужно быть сильным человеком, чтобы так стоять и молиться, не просить бутылку с «Пепси-колой», а стоять и молиться! Вот в этом сила нашего Русского мира. И в Украине это религиозное чувство настолько ярко выражено, что оно, по моему скромному мнению, является самым великим сокровищем украинского народа.
Там, где Церковь продолжает настаивать на Божией правде, даже входя в культурный конфликт с окружающим миром, там все больше и больше позиция Церкви вызывает интерес и симпатию
Елена Макаренко, доцент кафедры социологии Днепропетровского национального университета:
Ваше Святейшество, Русская Православная Церковь, как известно, имеет многовековой исторический опыт общения с исламским миром, который переживает сейчас мощный духовный ренессанс. Мы видим, что неуклонно возрастает количество мусульманского населения в Европе, России, Украине. Ведет ли Церковь диалог с духовными лидерами ислама?
— Да, ведет – это краткий ответ.
А если Вы мне позволите немного порассуждать на тему отношений с исламом, то я хотел бы сказать вот о чем. В западных странах некоторые люди бьют тревогу по поводу распространения ислама, причем он распространяется не только посредством миграции, то есть приезда в западно-европейские страны исламского населения, но и через обращение в ислам европейцев. Отчего это происходит?
Это реакция на глубочайший кризис западного христианства. Если вера и Церковь перестают четко и ясно говорить людям, что есть добро, а что — зло, они перестают быть нужны. Если богословие становится служанкой светской философии, политкорректно обслуживая современную философскую и политическую моду, то оно перестает быть нужным. Такое богословие остается богословием в ученых кабинетах, в узком кругу элиты, но оно не затрагивает сердца миллионов людей. И то, что сегодня пустеют, например, протестантские храмы Западной Европы, является результатом этого глубочайшего кризиса в западном христианстве, в первую очередь, в протестантских конфессиях.
А потребность-то есть. Многие, кстати, становятся православными, сейчас наблюдается рост Православия в мире, и не потому, что оно политкорректно приспосабливается, — там, где Православие приспосабливается, оно немедленно вырождается, трансформируется, превращается в небольшое гетто. Но там, где Церковь продолжает настаивать на Божией правде, даже входя в культурный конфликт с окружающим миром, там все больше и больше позиция Церкви вызывает интерес и симпатию. Конечно, всегда найдутся люди, которые, как некогда коммунисты, скажут: «Вы – пережиток прошлого. Ну почему вы не признаете гомосексуальные браки? Почему вы считаете, что свободный секс – это плохо? Так же бабушки учили!». Но если Церковь перестанет грех называть грехом, она перестанет быть нужной людям. Совесть можно разбудить тогда, когда вы говорите: «Это грех, это против Бога, Господь тебя накажет, подумай, что ты делаешь». Только такая логика заставит человека задуматься.
Конечно, многие снисходительно усмехнутся, отвернутся от такой проповеди. Но разве от апостолов не отворачивались язычники? «Послушаем тебя в другое время», — говорят апостолу Павлу в Ареопаге (Деян. 17. 32), — мол, он пришел говорить глупости, а они – цвет эллинской мудрости. Мы все это проходили, все это было в истории Церкви. Поэтому — «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4. 2).
Интерес к исламу в западноевропейских странах очень часто порождается конкретной этикой исламской традиции, ее бескомпромиссностью. Что касается наших отношений с исламом, то в России, на Украине, на всем постсоветском пространстве у нас нет напряженных конфликтов, потому что есть общие темы для беседы, общие озабоченности – это сохранение религиозного фактора в человеческой жизни, это вопросы нравственности, вопросы защиты среды человеческого обитания и многое другое. Поэтому мы ведем диалог с исламом, но не для того, чтобы, как многие подозревают, создать общую религию, «сверхцерковь». Богу было угодно, чтобы мы родились православными, и мы ими должны быть. Наша задача – быть верными своей вере и в этой вере совершенствоваться, и тогда наш голос будет понятнее честным, благочестивым представителям других религий.
Мы не стремимся к доктринальному сближению, мы пытаемся создать платформу для выражения совместной озабоченности относительно того, что происходит в современном мире. И можно сказать, что этот диалог сейчас идет с большим успехом.
Православные и католики должны дорожить общим пониманием проблем и совместно развивать общее свидетельство о христианских ценностях перед лицом современного нерелигиозного общества
Олег Таибов, председатель студенческого совета Днепропетровского национального университета:
— Важнейшим фактором развития геополитических и геокультурных процессов являются взаимоотношения Православной и Католической Церквей. Каковы перспективы их дальнейшего взаимодействия?
— С приходом Папы Бенедикта XVI многое изменилось в положительную сторону. Его публичные выступления соответствуют нашему пониманию нравственности, семейных ценностей, проблем международных отношений. Это вселяет некую надежду на то, что появляется очень много общего в той позиции, которую христиане должны совместно исповедовать перед лицом внешнего мира.
У нас сохраняются богословские расхождения, и весьма существенные, а также каноническая структура отличается. К сожалению, на местах возникают конфликты, мы знаем такое неприятное явление, как прозелитизм, когда католические братья всеми силами пытаются обратить православных в свою веру. Эти моменты омрачают отношения, но на фоне этих местных проблем возрастает понимание общности подхода к тем глобальным вопросам, перед которыми стоит сегодня человечество. И это очень важно.
Когда Православная Церковь на форумах ООН, ЕС, Совета Европы отстаивает ту или иную позицию, то ее голос воспринимается как голос Востока. А вот когда мы договариваемся и выступаем вместе с Католической Церковью – это серьезный сигнал светскому обществу о том, что христиане Востока и Запада по той или иной проблеме имеют общую точку зрения. Я думаю, мы должны дорожить этим общим пониманием проблем и совместно развивать общее свидетельство о христианских ценностях перед лицом современного нерелигиозного общества.
Далее по теме:
-
11.08.2010 10:58«Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев…». Интервью председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойды
-
30.07.2010 17:32В «Интерфаксе» прошла пресс-конференция по итогам посещения Святейшим Патриархом Кириллом Украинской Православной Церкви
-
28.07.2010 17:15Завершился визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украинскую Православную Церковь
-
28.07.2010 15:30«С украинским народом легко молиться». Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия-24»
-
28.07.2010 15:00Святейший Патриарх Кирилл почтил память воинов Великой Отечественной войны и жертв массового голода 30-х годов
-
28.07.2010 14:50Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир открыли в Киево-Печерской лавре экспозицию «Наследие святого князя Владимира»
-
28.07.2010 13:01Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир возглавили служение Божественной литургии в Успенской Киево-Печерской лавре
-
28.07.2010 11:24Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре в День крещения Руси
-
27.07.2010 23:38«Больше всего в жизни я люблю то, чем я занимаюсь — я люблю Церковь и люблю церковное служение». Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телекомпании «Эра»
-
27.07.2010 22:24Святейший Патриарх Кирилл и братия Киево-Печерской лавры вознесли молитвы о жертвах авиакатастрофы во Львове в 2002 году
-
27.07.2010 22:14Предстоятель Русской Православной Церкви помолился в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры
-
27.07.2010 20:40В канун дня памяти святого равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл совершил Всенощное бдение в Успенской Киево-Печерской лавре
-
27.07.2010 17:29Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Председателем Верховной Рады Украины В.М.Литвиным
-
27.07.2010 16:24Святейший Патриарх Кирилл встретился с Премьер-министром Украины Н.Я.Азаровым
-
27.07.2010 14:21Святейший Патриарх Кирилл посетил Ионинский монастырь в Киеве
-
27.07.2010 13:33Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир совершили молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве
-
27.07.2010 11:01Митрополит Волоколамский Иларион: из раскола мы получаем много сигналов о том, что люди чувствуют необходимость воссоединиться с Церковью
-
26.07.2010 19:51Святейший Патриарх Кирилл посетил место строительства кафедрального собора Украинской Православной Церкви
-
26.07.2010 12:19В Киево-Печерской лавре проходит заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
-
26.07.2010 11:59Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир совершили молебен в киевском соборе Святой Софии
-
25.07.2010 18:03Многочисленные монашествующие и миряне приветствовали Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской лавре
-
25.07.2010 17:08Святейший Патриарх Кирилл: «Украину ждет очень хорошее будущее, и дай Бог всем нам работать для этого будущего!»
-
25.07.2010 16:13Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Киев
-
25.07.2010 15:25Завершилось пребывание Святейшего Патриарха Кирилла в Днепропетровской епархии
-
25.07.2010 15:10Святейший Патриарх Кирилл благословил пациентов и медицинский персонал Днепропетровской областной больницы имени И.И.Мечникова
-
25.07.2010 14:45Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к монументу Вечной славы в Днепропетровске
-
25.07.2010 14:40Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии у стен Спасо-Преображенского собора в Днепропетровске
-
25.07.2010 12:19Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией у стен Спасо-Преображенского собора в Днепропетровске
-
24.07.2010 23:46Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников встречи во Дворце студентов Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара
-
24.07.2010 23:45Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла перед преподавателями и студентами Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара
-
24.07.2010 21:02Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу присуждена степень Почетного доктора Днепропетровского национального университета
-
24.07.2010 18:08Предстоятель Русской Православной Церкви посетил производственные помещения предприятия «ЮЖМАШ»
-
24.07.2010 17:26Святейший Патриарх Кирилл совершил закладку храма Воскресения Христова на территории предприятия «ЮЖМАШ»
-
24.07.2010 16:17Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к мемориалу героям Крымской войны в Севастопольском парке Днепропетровска
-
24.07.2010 15:51Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы клириков Днепропетровской епархии
-
24.07.2010 15:50Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Днепропетровской епархии
-
24.07.2010 15:09Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с духовенством Днепропетровской епархии
-
24.07.2010 14:47Святейший Патриарх Кирилл посетил главный храм Днепропетровской епархии
-
24.07.2010 12:07В продолжение архипастырского посещения Украины Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Днепропетровск
-
23.07.2010 14:30Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Украины В.Ф.Януковичем
-
23.07.2010 13:59Завершилось пребывание Святейшего Патриарха Кирилла в Одесской епархии
-
22.07.2010 23:57Святейший Патриарх Кирилл встретился с преподавателями и учащимися Одесской духовной семинарии
-
22.07.2010 23:55В ходе встречи с общественностью Одессы Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы жителей города
-
22.07.2010 23:33Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с общественностью Одессы
-
22.07.2010 22:20Святейший Патриарх Кирилл встретился с общественностью Одессы
-
22.07.2010 21:53Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Одесской национальной юридической академии
-
22.07.2010 19:28Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с насельником одесского Успенского монастыря схиархимандритом Ионой (Игнатенко)
-
22.07.2010 19:25Святейший Патриарх Кирилл стал Почетным доктором Одесской национальной юридической академии
-
22.07.2010 15:02По благословению Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий посетил одесский центр реабилитации детей-инвалидов
-
22.07.2010 14:44В память о пребывании в одесском Успенском мужском монастыре Святейший Патриарх Кирилл посадил дерево
-
21.07.2010 18:08Святейший Патриарх Кирилл благословил девочку, страдающую детским церебральным параличом, и подарил ей специальную коляску для детей с ограниченными возможностями
-
21.07.2010 17:50Правящий архиерей Одесской епархии дал прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла
-
21.07.2010 14:02Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме
-
21.07.2010 11:29Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за Божественной литургией в новоосвященном Спасо-Преображенском кафедральном соборе Одессы
-
20.07.2010 21:16Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский мужской монастырь в Одессе
-
20.07.2010 19:04Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский кафедральный собор города Одессы
-
20.07.2010 18:01Святейший Патриарх Кирилл: «С особым чувством я вновь посещаю эту святую землю»
-
20.07.2010 17:17Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Одессу
-
20.07.2010 13:48Программа Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину
-
19.07.2010 19:53Накануне посещения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Украины состоялся видеомост «Москва — Киев»
-
19.07.2010 10:45В преддверии Первосвятительского посещения Украины Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы украинских журналистов