Print This Post

15 июля 2010 года в Екатеринбурге в Уральском федеральном университете прошло итоговое заседание форума «Петербургский диалог». На заседании были представлены отчеты рабочих групп: «Политика», «Гражданское общество», «СМИ», «Культура», «Образование», «Экономика», «Мастерская будущего», «Церкви в Европе». Итоги заседания рабочей группы «Церкви в Европе» представил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, член Координационного комитета форума «Петербургский диалог» игумен Филипп (Рябых).

В выступлении на заседании отец Филипп отметил, что данная секция форума «Петербургский диалог» видит свою основную задачу в укреплении ценностного основания российско-германских отношений. В частности, игумен Филипп сказал: «По общему мнению участников обсуждения, религиозная этика является мощным источником формирования качеств человеческой личности, необходимых для осуществления модернизации общества — таких, как трудолюбие, целеустремленность, креативность, свободное мышление, уважение к другим людям. Одним из способов воспроизводства такой этики в обществе является система образования. В связи с этим участники секции поддержали введение в государственных и муниципальных школах России преподавания религиозных культур и светской этики, которое сегодня происходит при поддержке Президента Российской Федерации Д.А.Медведева. В отличие от России, в Германии уже давно существует хорошо отлаженная система преподавания религиозных знаний в средней школе. Германская модель основана на принципе партнерства церквей, общества и государства. Церкви, общество и государство сотрудничают в формировании школьных программ, разработке учебников и подготовке преподавательских кадров».

Он также рассказал собравшимся, что в ходе работы секции немецкие коллеги кратко познакомили присутствовавших с содержанием учебных пособий по религиозным предметам, используемым сегодня в Германии: «Немецкие учебники ориентированы одновременно и на сохранение конфессиональной идентичности человека, и на открытость к представителям других религий и свободный выбор религиозных убеждений. Это позволяет гармонизировать, с одной стороны, реальность религиозного многообразия в обществе, а с другой стороны – демократический принцип доступа религиозных общин к публичному пространству».

Игумен Филипп рассказал о ситуации с религиозным образованием в школах России: «Выступавшие с российской стороны представили обзор российских учебников по предметам православной, исламской, буддийской иудейской культур и светской этики, которые родители имеют право выбрать для своих детей. Отдельные участники подчеркнули, что российский опыт по созиданию этики мирных межрелигиозных отношений может быть востребован в Германии, которая сегодня сталкивается с притоком мигрантов из стран мусульманской традиции».

Кроме того, докладчик отметил, что и в России, и в Германии существуют проблемы в сфере религиозного образования: «Так, в Германии идут серьезные дискуссии о будущем религиозного образования. Например, ставится вопрос о сохранении конфессионального разделения в преподавании религии или о более адекватном отражении религиозных традиций, появившихся и увеличивающих свое присутствие в Германии в связи с притоком мигрантов. Кроме того, существует проблема укрепления религиозного образования в Восточной Германии после десятилетий атеистического воспитания в этой части страны. В России же введение религиозного образования сталкивается с проблемой явного дефицита сотрудничества государственных органов образования с религиозными организациями страны, в частности, в подготовке преподавательских кадров и ознакомлении общества с целями и содержанием нового предмета. В целом, по оценке российских участников, эти трудности вызваны непреодоленными стереотипами в отношении религии, сложившимися в атеистического время».

В заключение церковный представитель познакомил участников форума с планами рабочей группы «Церкви в Европе»: «Ввиду важности темы духовно-нравственного воспитания для различных сфер общественной жизни участники рабочей группы посчитали необходимым продолжить совместные действия по анализу и дальнейшему развитию духовно-нравственного образования в России и Германии как неотъемлемого элемента государственной системы образования».

Служба коммуникации ОВЦС