Print This Post


14 июля 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании рабочей группы «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог» и обратился к присутствующим с приветственным словом.

Ниже полностью приводится текст выступления митрополита Илариона.

Человек эпохи модернизации

Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! Я рад возможности открыть заседание рабочей группы «Церкви в Европе».

В последнее время в общественных дискуссиях особое место занимает тема модернизации, прежде всего в связи с экономическим кризисом. Она волнует умы политиков, представителей делового сообщества, политологов, экономистов, обществоведов. Само слово «модернизация», пожалуй, стало одним из наиболее часто употребляемых в медийном пространстве. Каким же должен быть человек эпохи модернизации? Какими качествами и достоинствами он должен обладать, чтобы способствовать прогрессу в той или иной сфере жизни? Многие согласны с тем, что ему должны быть присущи креативность мышления, образованность, интеллектуальность и эрудированность, деловитость, мобильность, коммуникабельность. Однако что может быть источником этих качеств? Необходимо помнить, что человек — не только телесное, но и духовное существо. А потому духовная жизнь и является основой всех положительных качеств человека.

В последние два столетия секуляризм пытался убедить всех, что религиозность является врагом модернизации номер один. Модернизация приобрела вектор, устремленный к материальным благам и земным удовольствиям. В результате современная массовая культура сделала из материальных благ и вещей культ, ставя их над духовными проявлениями бытия, а подчас и противопоставляя им. С тех пор, как модернизация и воинствующий секуляризм стали союзниками, человек ориентирован на непрерывное добывание материальных благ. Его заботит, как лучше обустроить свой дом, купить какую-нибудь дорогую вещь. В выходные дни он предпочитает пойти в ресторан или в место для развлечений. В его портфеле лежат книга об экономике и финансах, свежая газета, буклет туроператора, а не произведение художественной литературы или издание духовного содержания.

Этот образ человека символизирует процесс неуклонного обмирщения, являющийся одним из самых серьезных вызовов современности. В Европе, которую традиционно именовали христианским континентом, утверждается такой уклад общественной жизни, который предполагает светскость государства, этический релятивизм, а также существование различных сфер мысли и деятельности, враждебных религиозным представлениям и ценностям. Но главное — такой уклад ведет к исчезновению в людях таких качеств, без которых невозможна модернизация – трудолюбия, инициативности, творчества, открытости.

Человек, отвергающий свои духовные корни, игнорирующий нравственное измерение своей деятельности, является ослабленным и уязвимым. Осуществлять модернизацию способна только гармоничная личность, а стать таковой можно лишь опираясь на прочный фундамент духовной традиции. Для этого и в семейном воспитании, и в школьном образовании должно обязательно присутствовать религиозное измерение. В процессе духовно-нравственного познания человек утверждается в непреложных моральных ценностях, формирует четкую жизненную позицию, учится любить свою родину, культуру своего народа, уважительно относиться к окружающим, узнает о жизни людей, достойных подражания. Все это способствует созиданию гармоничного общества, в котором стремление к достатку сдерживается заботой о ближних и милосердием, а потребление – ответственностью.

История знает случаи, когда модернизация осуществлялась при игнорировании исконных духовных и культурных ценностей народа. Достаточно вспомнить первого российского императора Петра I. Он провел немыслимую для своего времени экономическую модернизацию нашей страны. Но какой ценой это далось? Был разрушен общественный уклад, надломлены традиции воспитания, Церковь, игравшая ообую роль в жизни общества, была поставлена в унизительные условия, людям насильственно навязывали незнакомые и чуждые им устои и привычки. И может быть, тогда и были заложены разрушительные механизмы, которые сработали в 1917 году.

Есть и другие примеры модернизации, отрицающей многовековой опыт народа и его традицию, в частности, большевизм в России и нацизм в Германии. Советское государство стремилось достичь прогресса путем полного изгнания религии не только из общественной, но и из личной жизни человека. Иконы святых подменялись портретами вождей коммунистического  движения. Посещать храм, носить нательный крестик, отмечать церковные праздники – считалось недопустимым и едва ли не преступным для гражданина Советского Союза. Человек превращался в маленький винтик огромного механизма, распластавшегося на одной шестой части суши. Но бездуховное государство, основанное на страхе, подавлении личности, запретах, ограничениях, оказалось нежизнеспособным и в конце концов рухнуло.

Германский нацизм проповедовал идею господства одной нации над другими, унификации людей на основе шаблона, созданного пропагандой Третьего рейха. Нравственные нормы и ценности были заменены искусственными добродетелями – преданностью рейху и его вождю, заботой об обеспечении жизненного пространства для своей нации путем истребления и порабощения других народов. И только военным путем народы Земли положили конец этой античеловеческой идеологии.

Очевидно, что человеческая цивилизация без духовных ориентиров – колосс на глиняных ногах. Бездуховность обесценивает все материальные блага человека. Государство не способно держаться на чиновниках, обеспокоенных исключительно получением прибыли. Также и деловые люди не могут строить свою жизнь только на курсе доллара и евро, индексе Доу Джонса. Человеку необходимо ощущать ответственность перед другими людьми, своим народом, страной и миром.  А для этого ему необходимо прививать определенную систему ценностей, которая служила бы ориентиром, путеводным маяком в  жизни и профессиональной деятельности.

В России проходит эксперимент по созданию системы школьного преподавания духовно-нравственной культуры. Эта попытка модернизации  образования вызывает серьезные дискуссии в нашем обществе. Мы готовы к всеобъемлющему обсуждению параметров этого эксперимента в особенности с немецкими коллегами, поскольку в Германии тема духовного воспитания и образования тоже весьма актуальна. В феврале 2010 года Фонд Конрада Аденауэра и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата провели конференцию «Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии», которая заложила основы для дискуссии по этой проблеме. Мы призваны к тому, чтобы продолжать разрабатывать эту тему, прилагая силы к сохранению духовно-культурных традиций наших стран.