Митрополит Волоколамский Иларион: «Православный обряд – это составная часть всего мироощущения православного человека»
10 июля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по многочисленным просьбам телезрителей ответил на вопросы, касающиеся обрядовой стороны жизни Русской Православной Церкви.
Прежде всего, владыка Иларион указал на принципиальное различие между западным, протестантским и восточным, православным восприятием богослужения: «Православный обряд – это составная часть всего мироощущения православного человека и Православной Церкви. Некоторые протестантские храмы на Западе лишены христианской символики – там нет ни икон, ни крестов. И богослужение, соответственно, почти лишено обрядовой стороны: люди исполняют гимны, псалмы, священник говорит проповедь, играет орган и после этого все расходятся. В Православной Церкви совершенно иное восприятие богослужения: для нас это, прежде всего, приобщение к горнему миру. Мы верим, что совершаемое нами на земле богослужение – лишь часть таинственной Божественной мистерии, непрестанно происходящей на небе, в которой можем участвовать и мы. В ходе Божественной литургии возносятся молитвы, когда священник входит в алтарь и обращается к Богу: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти», то есть ангелы вместе со священником входят в алтарь. Все наше богослужение, подобно иконе, имеет глубокий символический характер. Отсюда появляются различные обряды, то, что можно назвать «хореографией богослужения»: поклоны священства и диаконов, каждение. Это некий синтез искусств, куда также включается храмовая роспись, иконы и церковное пение».
На вопрос о том, в какой степени церковный обряд может быть приближен к реальной жизни с целью сделать его более доступным для понимания современными людьми, архипастырь ответил: «Обрядовая сторона жизни Церкви всегда развивалась и продолжает развиваться. Богослужение, совершаемое сегодня, совсем не то, которое совершалось в VI или XII веке в Византии. Многое осталось неизменным – например, тексты молитв, в частности, Литургии (сегодня миряне не слышат эти молитвы, они читаются священником в алтаре). Но многое постепенно менялось: богослужение живет своей жизнью и внутри него происходит некое развитие».
«Обрядовая жизнь Церкви похожа на жизнь человека: в ней все должно происходить естественно. Какие-то обряды со временем могут отмирать, выходить из употребления, а новые – появляться. Очень важно, чтобы церковное руководство следило за тем, чтобы обрядовое творчество не пускалось на самотек, иначе в разных местах будут появляться различные обряды, как это происходит уже сейчас. Само по себе такое разнообразие не несет ничего плохого, если только священнослужители или миряне не выдумывают какие-то свои обряды, которые претендуют, чтобы стать частью традиции. Некоторые прихожане воспринимают нововведения как часть церковного устава, хотя на самом деле это можно назвать самодеятельностью», – продолжил свою мысль владыка Иларион.
Председатель Отдела внешних церковных связей объяснил телезрителям, где проходит граница между использованием обряда в православной вере и обрядоверием, переходящим в суеверие: «Обрядоверие – это когда человек концентрируется не на том, что является сутью православной веры, а на каких-то сугубо внешних сторонах церковной жизни. Когда он думает, что быть православным – это означает на Крещение лезть в прорубь, на Пасху печь куличи и красить яйца, в родительский день ходить на кладбище и для него все Православие сводится к исполнению обрядов. Такой человек не задумывается над тем, что быть православным – это значит жить по-православному, строить семью в соответствии с евангельской нравственной нормой, в профессиональной деятельности руководствоваться принципами религиозной жизни и так далее. Напротив, обрядоверие – это когда второстепенное и вспомогательное оказывается на первом месте, а главное и существенное игнорируется».
Служба коммуникации ОВЦС