Митрополит Иларион: В человеческой воле – откликнуться или не откликнуться на призыв Божий, пойти или не пойти за Христом
11 июля 2010 года, накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Всенощное бдение в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Владыке сослужили клирики храма.
За богослужением пел Московский Синодальной хор под управлением заслуженного артиста России А.А.Пузакова. Среди исполненных произведений прозвучали песнопения утрени из «Всенощного бдения» митрополита Волоколамского Илариона.
По окончании богослужения настоятель храма Владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла! Церковь установила празднование памяти этих апостолов для того, чтобы подчеркнуть их особую важность для жизни христианской Церкви. Апостол Петр был человеком, которого призвал Сам Господь, призвал для того, чтобы он сопутствовал Ему при Его жизни, для того, чтобы он был свидетелем Его чудес, чтобы он слышал все, что слышали другие ученики и чтобы он в числе не только двенадцати, но и трех самых близких ко Христу учеников, был свидетелем особых чудес, таких, как Преображение Господне на горе Фавор, а также был с Господом в Гефсиманском саду.
Апостол Павел был человеком, который не сопутствовал Христу в Его земной жизни, и когда он узнал о христианстве, он воспринял его как ересь, нарушение отеческих традиций. Он был гонителем христианской веры до тех пор, пока Тот же самый Христос, только уже воскресший, не явился ему на пути в Дамаск и не открыл ему его духовные очи. Это откровение было настолько сильным, что физически его очи перестали видеть, и после того, как он крестился, он прозрел не только духовными, но и физическими очами и стал апостолом таким же, как и другие, которые были при жизни Христа, и потрудился, как он сам писал в одном из своих посланий, не меньше, а может быть и больше других апостолов в деле проповеди христианской веры (2 Кор. 11. 23).
Прославляя этих святых апостолов, Церковь показывает нам, что Господь призывает людей в разное время. Есть те, кто удостоился видеть Спасителя своими физическими очами, но есть те, которые только духовными очами прозревают тайны христианской веры. Мы сегодня утром за богослужением слышали евангельский рассказ о том, как Господь дал зрение слепым. История святого апостола Павла показывает, что Господь открывает очи иногда даже Своим гонителям, потому что если у них добрые намерения, если сердце их разжигается о Боге, то почему бы не обратить эту ревность на добро. Господь таинственным образом избирает Себе учеников. Никто не знает, почему Господь избрал именно тех, а не других людей? Почему Господь избрал неграмотных рыбаков для того, чтобы через них было передано человечеству Его Божественное слово? Почему Господь избрал именно этих двенадцать, а не других двенадцать? Почему Господь избрал Иуду, который потом предал Его? Почему Господь избрал Павла, который был Его гонителем? Все это относится к тайнам домостроительства Божия. А вот что в человеческой воле – это откликнуться или не откликнуться на призыв Божий, это пойти или не пойти за Христом, это стать апостолом или не стать апостолом, когда Господь призывает, это быть со Христом всегда или отречься от Христа, как это произошло с апостолом Петром, это быть учеником Христа или предать Его, как это произошло с Иудой. Таинственны и неисповедимы пути Господни. Каждого человека Он призывает к тому, чтобы тот жил добродетельной жизнью, а тех людей, которые стали членами Церкви Христовой, Господь призывает быть не просто добрыми людьми, Господь призывает их быть апостолами, проповедниками Его Божественной славы и своим образом жизни являть другим людям красоту евангельского учения и евангельского слова. Будем просить святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чтобы они дали нам крепкую веру, чтобы по их молитвам и мы, в наш многотрудный и скорбный век, могли нести апостольское свидетельство о тех вечных истинах, которых мы приобщаемся в Евангелии через Церковь Христову. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС