Print This Post

21-23 июня 2010 года по инициативе религиозных общин Канады в Виннипеге проходит Всемирный саммит религиозных лидеров, приуроченный к встрече «Группы восьми» (Канада, Мускока, 25-27 июня). В форуме принимают участие более 70 религиозных деятеля из 24 государств, среди которых Католикос Великого Дома Киликийского Арам I, архиепископ Турку и Финляндии Кари Мякинен, глава Иудейского комитета по межрелигиозным консультациям раввин Ричард Маркер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Церковь представляют заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) и сотрудник ОВЦС МП В.В.Кипшидзе. От мусульманской общины России на саммите присутствуют муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев и его заместитель В.М.Агишев. В повестке дня саммита – обсуждение вклада верующих в охрану окружающей среды, борьбу с бедностью, защиту мира.

21 июня состоялось официальное открытие саммита. С приветственными речами выступили организаторы мероприятия, а также представители религиозных общин Италии, принимавшей в прошлом году встречу «Группы восьми» и России, где впервые прошел саммит религиозных лидеров в 2006 году. Выступая от имени религиозного сообщества России, игумен Филипп (Рябых) огласил приветствие Святейшего Патриарха Кирилла, а также, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Важно, что при открытии этого представительного форума звучит слово Церкви, которая является одним из инициаторов межрелигиозных саммитов в преддверии заседаний Большой Восьмерки. Это голос Церкви, которая, пережив трудные годы гонений и социальных экспериментов в своей стране, может внести уникальный вклад в поиск ответов на современные вызовы, волнующие все народы Земли».

Представитель ОВЦС отметил, что технологическое развитие цивилизации не может удовлетворить духовную жажду человека: «Мы живем в мире, в котором сверхбольшие надежды возлагаются на всевозможные технологии: как произвести пищу, как построить дом, как управлять персоналом, как организовать общество, наконец, как управлять миром. Разработчики технологий не обходят своим вниманием ни одну сферу жизнедеятельности. Такие изобретатели есть даже в религиозной сфере. Нередко обладание технологиями внушает их владельцам особую уверенность в получении непоколебимой власти над другими людьми, народами и целыми странами. Под влиянием такого мышления человек и весь мир превращаются в объекты воздействия и управления. В результате устанавливается утилитарное отношение к человеческой жизни и окружающему миру. Поэтому с такой легкостью начинаются войны, нарушаются права людей, загрязняется окружающая среда. Вот почему все человеческое сообщество нуждается в новой гуманизации своей жизни на прочном этическом и нравственном основании. На этом пути нужны ясные ориентиры, указывающие дорогу к добру и силы, чтобы пройти этот путь. Таким ориентиром всегда была религия».

В своем выступлении священнослужитель призвал содействовать реализации созидательного потенциала традиционных религиозных общин в жизни человечества: «После огромных жертв, принесенных безбожными режимами в XX веке, уже невозможно все зло в мире списывать на якобы изначальную предрасположенность религии к насилию. А потому аргументы секуляристов против участия религиозных общин в общественной жизни, в том числе в диалоге с международными организациями, выглядят необоснованными. Нельзя забывать, что есть еще более опасные источники насилия, и они никак не связаны с религией. Поэтому необходимая гуманизация должна опираться не только на человеческий разум, но и на его душу. Мы не должны повторять ошибок рационализма и материализма эпохи Просвещения, отказавших человечеству в его принадлежности к вечности и тем самым понизивших ценность человеческой личности. У каждой традиционной религии мира есть опыт защиты человеческой жизни, содействия общественному благу и поддержки мирного сосуществования с людьми других вер и убеждений. Например, Русская Церковь за прошедшие годы обобщила такой опыт в ряде документов, посвященных социальным вопросам, деловой этике и правам человека. Именно о подобном опыте мы должны свидетельствовать миру, а также выстраивать механизмы сотрудничества для его поддержки и признания на национальном и международном уровнях. Уверен, что настоящий саммит поможет нам сделать необходимые шаги в этом направлении».

В рамках первого дня работы саммита состоялся семинар на тему «Права человека и религиозная свобода». Представители Московского Патриархата распространили среди участников семинара документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» на английском языке.