Print This Post

Невысокого роста, спокойный и немногословный, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион считается жестким переговорщиком. Своей позицией он часто вызывает негативную реакцию, а иногда и возмущение других православных священнослужителей. Сам Вселенский Патриарх Варфоломей в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был вынужден его призвать «перестать быть таким непреклонным». Однако очевидно, что «министр иностранных дел» Московского Патриархата обладает талантами и способностями, которыми отличаются редкие клирики. Поклонник Баха, Чайковского, Бетховена и Брамса, он сам сочиняет классическую музыку, представляя ее широкой аудитории по всему миру.

Корреспондент «Вимы» встретила его в Москве в рамках визита Вселенского Патриарха, который приехал в Москву спустя 17 лет после своего первого посещения Русской Церкви. Церковный «карьерный дипломат», Владыка Иларион побывал на всех континентах, посетил более 70 стран и как минимум 250 городов. Имеет свою страницу в Facebook, сайт в Интернете и является выпускником университетов Оксфорда, Фрибурга (Швейцария) и Московской Духовной академии, в которых проходил обучение в магистратуре и докторантуре по теологии и философии. В свои 43 года он говорит более чем на шести языках, среди которых – древнегреческий и новогреческий. Тем не менее, свое свободное время в миру Григорий Валерьевич Алфеев посвящает музыке.

Патриарх Кирилл одобряет его музыкальную деятельность? «Патриарху нравится музыка, но он попросил меня ограничить творческую деятельность и посвятить себя своим служебным обязанностям. Однако отметил, что я могу давать концерты уже написанной мною музыки, но не могу более все свое время посвящать композиторству. И в действительности я уже не успеваю, у меня совсем нет времени. Постоянно путешествую, в то время, как музыка и композиторство требуют вдохновения, времени и творческого порыва…»

Говоря о своем творчестве, русский иерарх сообщает, что к настоящему моменту написал «ряд музыкальных произведений, среди которых – “Божественная литургия” и “Всенощное бдение” для хора без сопровождения, “Страсти по Матфею” для солистов, хора и симфонического оркестра, “Рождественская оратория” для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра». Взлетом своей музыкальной деятельности считает концерт в Константинополе в храме Агиа Ирини, на котором присутствовал Вселенский Патриарх. Владыка добавил, что он преследовал цель представить широкой аудитории посредством музыки «православное понимание страстей и распятия Христа, которое отличается от западного восприятия страданий Спасителя, уходящего своими корнями в эпоху Возрождения». В западной интерпретации распятия, – продолжает Владыка Иларион, – Христос изображается живым и страдающим. Акцентируются реалистичные элементы чувственного сострадания страстям Господа. В православном же изображении распятия, напротив, мы видим Христа уже усопшим. И православный верующий призывается духовно прикоснуться к таинству страстей Богочеловека и Его смерти. «Православное понимании страстей Господних отличает идея Воскресения и светлой пасхальной радости… Именно это я прежде всего и хотел передать в своей музыке», – отметил архипастырь.

Имя митрополита Илариона означает «тот, кто приносит радость и покой». Очевидно, ему это удается через его музыку. Как говорят многие священнослужители, с возрастом он все равно остается человечным и доступным даже в своей дипломатической деятельности.

«Я оставил консерваторию ради монастыря»

«Я научился петь раньше, чем начал говорить, – говорит «Виме» митрополит Иларион, – в возрасте шести лет пошел в музыкальную школу и учился в ней 9 лет по классу скрипки, 11 лет –фортепиано, 8 лет изучал композицию. Мои учителя утверждали, что я обладал особенным слухом, позволявшим мне с малых лет воспринимать музыку, как взрослому».

Уроженец Москвы, Владыка Иларион учился в Консерватории имени Чайковского, одной  самых известных в мире. «Я должен был стать музыкантом, но в 15 лет решил, что стану священнослужителем. Когда мне исполнилось 20 лет и по окончании двухлетнего срока службы в армии я оставил обучение музыке и пошел в монастырь. Мог ли я предположить, что придет время, когда я начну писать музыку? В 40 лет я неожиданно для себя стал сочинять, и за два с половиной года создал целый ряд музыкальных произведений, вдохновленных Божественной литургией, – некоторые из которых отличает участие различных хоров и использование большого  количества музыкальных инструментов».

Мария Антониаду