Слово Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя
24 мая 2010 года, в день Святого Духа и праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, торжественное богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, совершающий визит в Русскую Православную Церковь, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Варфоломей обратился со словом к Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Блаженнейший и Святейший Брат,
Высокопреосвященнейшие и Преосвященнейшие братья архиереи,
Ваши Превосходительства,
Возлюбленные чада Церкви,
Вчера мы праздновали светлый праздник Пятидесятницы — матерь праздников, согласно нашему святому предшественнику Иоанну Златоусту. Сегодня снова на братском Патриаршем и архиерейском богослужении мы чествуем ниспосланного в мир в день Пятидесятницы Параклита, Святейшего и Животворящего Духа, «Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима», как мы свидетельствуем в Символе нашей Православной веры. По благоприятному стечению обстоятельств мы празднуем сегодня священную память братьев Кирилла, имя которого носит Ваше мудрейшее Блаженство, возлюбленный святой Брат и сослужитель, и Мефодия, которые в IX веке от Рождества Христова были отправлены нашей миссионерской кафедрой, Константинопольским Патриархатом, в Моравию для просвещения славян.
Каким же многократным благословением для нас и для наших Церквей является сей день! Собравшись, Божией благодатью, вокруг Жертвенника Господня в этом величественном и благолепном храме, символизирующем и выражающем не только жестокие испытания, которые пережил русский народ, но и величие его благочестия, мы с благодарностью размышляем над тремя великими дарами, подаренными нашим Милосердным Богом святой Православной Церкви. Во-первых, вдохновение Святого Духа. Во-вторых, передача Византией славянским народам света и истины Евангелия через миссионерскую деятельность празднуемых сегодня святых Кирилла и Мефодия. И, наконец, тезоименитство Вашего возлюбленного Блаженства, нынешнего архипастыря нашей дочери, братской Святейшей Русской Церкви. Наши мысли и наше слово направлены сейчас к этим трем драгоценным дарам.
Дар Святого Духа миру является кульминацией божественного домостроительства для спасения мира. Этим даром, ради нас воплощенный, распятый и воскресший Господь продолжает и после Своего Вознесения быть посреди нас до скончания века, согласно Его обещанию (Мф. 28. 20). Это присутствие выражается Церковью, которая как тело Христово и причастие Святого Духа простирает в истории любовь Бога Отца (2 Кор. 13. 13), и яже на земли соединив небесным (Кондак Вознесения) да будут все едино (Ин. 17. 21) по образу единства ипостасей Святой Троицы.
Итак, вот первый и великий дар вдохновения Святого Духа – единство Церкви и через него соединение всех, о котором мы каждый раз молимся во время Божественной литургии. «Там, где Святой Дух, там и Церковь», — говорит святой Ириней, и там, где Церковь и Святой Дух, там прекращается всякое разделение, всякое противостояние, всякая распря, всякое разделение – природное, социальное, расовое или этническое, совершенно немыслимое в Церкви. Этнофилетизм, как и любая другая форма дискриминации, ущемляет природу Церкви, ибо в ней, согласно апостолу Павлу, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3. 11).
Единство, которое приносит в мир через Церковь Святой Дух, отнюдь не упраздняет языковое и культурное разнообразие народов мира. В день Пятидесятницы, как мы читаем в Деяниях Святых Апостолов (Деян. 2. 4), после просвещения Святым Духом, все там присутствующие начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Единство Церкви уважает и ценит разнообразие культур и характерных черт каждого народа, лишь бы это разнообразие не угрожало ее единству. Как отмечает святой Максим Исповедник, именно различие является даром и благодатью Бога, но не разделение.
В этом и состоит особая черта нашей Святой Православной Церкви. Несмотря на то, что она единая, тем не менее, она состоит из множества Автокефальных Церквей, предоставляющая тем самым каждому народу возможность верить в Бога и выражать свою веру на своем языке и своими характерными для него культурными особенностями с условием, что единство как в вере, в богослужении и в таинственной жизни, так и в ее канонической структуре, остается незыблемым.
Церковь-Матерь Константинопольская всегда уважала этот принцип. Ярким свидетельством этого является деятельность празднуемого сегодня святого Кирилла и его брата Мефодия. Как известно, оба брата были посланы в IX веке из Константинополя в Моравию во время нашего cвятого предшественника великого Фотия, чтобы передать местным славянским народам Православную веру. Будучи знатоками славянского языка, они не навязали им греческий язык. Чествуемый сегодня святой Кирилл, будучи еще мирянином с именем Константин, создал алфавит, известный как глаголица. На этом алфавите с помощью своего брата Мефодия и своих учеников он перевел Священное Писание и богослужебные книги, положив тем самым начало пути, который привел к процветающей славянской литературе и к формированию кириллицы, которой пользуется русский народ и в наше время.
Таким образом, подобно Пятидесятнице, Святой Дух через святых братьев Кирилла и Мефодия дал возможность славянским народам говорить и рассказывать о великих делах Божиих на своем языке, на котором сегодня благородный русский народ поклоняется истинному Богу, создавая и даруя Церкви богатства богословские и сонмище Святых ради благосостояния тела Христова и свидетельства Евангелия всем народам (Мф. 24. 14).
Хвалится и радуется о Господе Константинопольская Церковь-Мать, потому что евангельское семя, посеянное в IX веке cвятым Кириллом среди славянских народов, вскоре было принято русским народом, дало стократные плоды, о чем свидетельствует процветающая сегодня Святейшая Русская Церковь. То, насколько глубоко укоренилось в русской душе перенесенное из Константинополя семя Евангелия, показывает недавний период в истории Русской Церкви, когда вера русского народа пережила большие испытания, но вышла из него живой и процветающей. Об этом свидетельствует и построенный после периода мучений сей величественный храм, говорящий о решимости русского народа остаться на века верным православной вере, оставившей навсегда свой отпечаток в его идентичности.
Эти мысли естественным образом направляют наши слова в сторону празднующего сегодня свое тезоименитство Предстоятеля Святейшей Русской Церкви, дорогого брата во Христе Патриарха Кирилла. Потому что Блаженнейший Патриарх Кирилл горит желанием сохранить и развивать православную идентичность в период, когда все православные народы подвергаются сильному натиску со стороны обмирщенной культуры и оспаривания традиционных принципов православной жизни. Эту борьбу сопровождают молитвы всех православных, потому что ее результат касается всей Православной Церкви. В эпоху, когда расстояния между народами почти исчезают, все, что происходит в одной Церкви, автоматически отражается и на остальных. Проблемы некоторых наших Церквей становятся сегодня общими, потому что культурная среда все больше становится общей.
Таким образом, становится очевидной необходимость укрепить как можно глубже единство Православных Церквей. У нас уже больше нет роскоши самодостаточности; когда те, кто находится вне Православия, видят нас разделенными и без крепкого единства, то или смеются над нами, или презирают нас. Сегодня Православие должно постоянно доказывать, что является единой и сплоченной Церковью, несмотря на свою структуру, разделенную на Поместные Автокефальные Церкви. Это полностью осознал празднующий сегодня свое тезоименитство Патриарх Кирилл, поэтому с готовностью и всеми своими силами отзывается на всеправославно одобренную инициативу Вселенского Патриархата по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, на котором будет провозглашена самым авторитетным образом единая позиция Православной Церкви перед современным миром. Мы высоко оцениваем, Блаженнейший Брат, дух братского сотрудничества и ваш вклад в развитие православного единства и ждем нашего дальнейшего сотрудничества, чтобы вместе со всеми Православными Церквами осуществить волю Божию в эти трудные для человечества времена. От глубины нашей души молимся Всемилостивому Богу, чтобы Его Святой Дух поддерживал и направлял Ваши мысли, решения и дела Ваши на благо русского народа и всей Православной Церкви. Да будут многими и благословенными Ваши лета!
Теперь мы обращаемся к благочестивому клиру и народу Святейшей Русской Церкви, повторяя слова апостола Павла к Коринфянам: «Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15. 58).
Подвиги, слезы и кровь святых, преподобных и мучеников Святейшей Русской Церкви не были напрасными. Оставайтесь непоколебимыми во всем том, что вы приняли от наших Отцов, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания (Еф. 4. 3-4), и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13. 11).