Заместитель председателя ОВЦС: «Перед лицом агрессивного секуляризма религиозным общинам Европы нужно действовать солидарно»
27 апреля 2010 года работа Европейского совета религиозных лидеров, проходящего 26–28 апреля в Стамбуле, была посвящена обсуждению таких тем, как «Справедливость. Бедность в Африке и миграция в Европе – глобальный вызов для религий» и «Равенство – более равные, чем другие? Минареты, меньшинства и европейская идентичность».
Представляя один из основных докладов по второй теме, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) обратился к опыту межрелигиозного диалога в России: «Когда речь заходит о России, многие иностранцы удивляются размерам нашей страны, ее культурному и национальному разнообразию. Действительно, как такой большой стране удается существовать на протяжении многих веков, примиряя и интегрируя различные традиции и интересы? В прошлом, за исключением 70 лет государственного атеизма, и сегодня религия играла и играет важную роль в формировании подходов к решению различных общественных проблем в России. Если бы православные, мусульмане, иудеи и буддисты думали только о своих корпоративных интересах, то мы никогда бы не жили в такой большой и сильной стране. Единственный способ развивать общество в подобных условиях заключается в выдвижении таких идей, которые бы позволяли защищать интересы и ожидания подавляющего большинства жителей страны. Например, именно в этом духе традиционные религии России недавно предложили решить проблему ценностного воспитания молодого поколения. Новый курс духовно-нравственного воспитания в средних школах предполагает возможность гражданам выбирать для своих детей между изучением основ собственной религиозной традиции, общим религиоведческим курсом и светской этикой».
Отец Филипп обратил внимание собравшихся на изменения религиозной карты Европы, которые происходят в последние десятилетия в результате притока мигрантов из Африки и Азии: «Мигранты прибывают из стран, в которых религия играет значительную роль в частной и общественной жизни. Многие из них хотят интегрироваться в жизнь европейских стран, но при этом иметь возможность проявлять свою религиозную традицию в публичной сфере. Такое желание, конечно, представляет вызов сложившимся формам общественной жизни во многих европейских странах. Во-первых, потому, что это нарушает сложившийся за века баланс между различными религиозными группами, долго существующими на европейском континенте. Во-вторых, это бросает вызов христианскому большинству, которое со времен просвещения постепенно все больше секуляризовалось, а его Церкви утратили былое влияние в обществе. Правда, на Востоке Европы этот процесс был искусственно ускорен во времена государственного атеизма».
Продолжая свое выступление, священник подчеркнул, что многие европейские страны стремятся перестроиться и интегрировать новые религиозные и этнические меньшинства в свою жизнь: «Некоторые в Европе настаивают на секуляризации новых членов европейской семьи как на условии их «усыновления». При этом они выступают за полное «освобождение» публичного пространства от христианской символики, якобы под предлогом того, что присутствие такой символики нарушает права этих самых меньшинств». Как отметил отец Филипп, именно в этом духе выдержано принятое недавно решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге по делу Сойле Лаутси против присутствия распятий в итальянских школах: «Сама ситуация в высшей степени абсурдна. Иск одного человека наносит колоссальный удар по веками складывавшейся религиозной и культурной традиции конкретной страны. Более того, запрет на присутствие христианских символов в школах в корне подрывает не только итальянское, но в целом общеевропейское самосознание». Игумен Филипп подчеркнул, что тот же самый секуляризм стоит за протестами против минаретов в Швейцарии или принятием законов, которые ограничивают ношение элементов одежды, демонстрирующих религиозную принадлежность.
Заместитель председателя ОВЦС констатировал, что подобные случаи доказывают, что в отношении к присутствию религиозных меньшинств и религиозного большинства в публичной сфере ряда европейских стран часто нет различий: «Все мы в одной лодке, а поэтому должны поддерживать друг друга. Перед лицом агрессивного секуляризма религиозным общинам Европы нужно действовать солидарно. Мы не должны отдельно рассматривать и решать проблемы религиозного большинства и религиозных меньшинств. Эти проблемы должны рассматриваться во взаимозависимости. Неприемлемо обеспечивать лучшее положение одной религиозной группе, даже малочисленной и ущемленной в правах, за счет прав и интересов другой общины. Не должно быть никакой презумпции вины верующих перед правозащитными организациями только потому, что, например, христиане составляют большинство в Европе, а мусульмане – на Аравийском полуострове или Ближнем востоке».
Священник подчеркнул: «Путем, который ведет к стабильности и миру в Европе, является сохранение и приумножение уже существующих традиций и одновременное создание условий для полноценной жизни религиозных общин, появившихся в результате миграции. Надо уметь прибавлять, а не минусовать. Следование принципу обеспечения полноценного присутствия религиозной традиции в публичной сфере общества согласно числу ее последователей, авторитету и вкладу в общественное согласие созидало такую страну, как Россия, и может помочь сегодня в строительстве общей Европы».
По мнению представителя Русской Церкви, суждения о противостоянии между различными религиозными традициями в Европе страдают явными преувеличениями: «Такое противостояние порой намеренно имитируется через СМИ, чтобы доказать необходимость проведения курса жесткой секуляризации как на национальном, так и на общеевропейском уровне. Однако реальность другая – религиозные организации сегодня, как никогда, находят общий язык и в разработке общих решений общественных проблем, и в уважении положения религиозного большинства и прав религиозных меньшинств. Напряженность в общественной жизни создают силы, выступающие за продолжение радикальной секуляризации в Европе, а также те религиозные экстремисты, которым на руку любая нестабильность, приближающая их к смене общественного порядка. Как известно, крайности сходятся. На нынешнем заседании Совета запланировано принятие декларации о терпимости. Полагаю, что к терпимости мы вместе должны призвать именно секуляристов и экстремистов, а традиционные религии уже стяжали ее за века своего существования. Теперь надо, чтобы мир захотел ее увидеть и поддержать».
В последующей после выступления дискуссии многие представители малочисленных религиозных общин Европы высказались за сохранение христианского наследия европейских народов. Некоторые из них подчеркнули, что нередко люди, не имеющие никакого отношения к их общинам, присваивают себе право говорить от их лица. По мнению присутствующих, такие организации, как Европейский совет религиозных лидеров, должны стать рупором неискаженных позиций религиозного сообщества Европы и содействовать взаимопониманию и взаимоуважению на континенте.
Служба коммуникации ОВЦС