Print This Post

7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в Скорбященском храме на Большой Ордынке. За праздничным богослужением Владыка Иларион рукоположил сотрудника ОВЦС А.В.Дикарева во диакона.

В архипастырском слове после Божественной литургии митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры, сегодня, в силу особого сочетания лунного календаря, по которому празднуется Пасха, и солнечного календаря, по которому отмечаются неподвижные церковные праздники, Благовещение Пресвятой Богородицы совпало с днями светлой пасхальной седмицы, когда мы празднуем Воскресение Христово и прославляем Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых и даровавшего воскресение всему человеческому роду. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая» — такими словами открывает в день Благовещения святая Церковь богослужения, посвященные этому великому празднику. Событие, о котором повествуется в Евангелии от Луки, было предуготовано в превечном совете Святой Троицы.

Что такое превечный Совет? Это то таинственное совещание Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа, которое было посвящено сотворению мира и человека и последующей судьбе творения. Господь сотворил мир по неизреченной Своей благости. Он сотворил мир для того, чтобы были существа, которые, живя в этом мире, соединялись с Ним и наслаждались того блаженства, которым Он обладает в абсолютной степени. Такими существами стали сначала ангелы, затем растительный и животный мир, а венцом творения стал человек. И именно о судьбе человека в первую очередь и шла речь на этом таинственном Превечном совете. Об этом мы узнаем не из Священного Писания, но из церковного предания и из умозрения святых отцов Церкви, которые говорят нам о том, что Тайна Боговоплощения была задумана Богом вне времени, в Его Божественном и Неизреченном Превечном совете.

Тайне этой суждено было открыться тогда, когда, как говорит апостол Павел, пришла полнота времени (Гал. 4. 4), когда это было угодно Богу. И тогда Господь послал Своего ангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии для того, чтобы возвестить ей, что благоволение Божие почило на Ней, что Она обрела благодать в очах Божиих, и что от Нее неизреченным и таинственным образом родится Сын, который станет Спасителем мира. Именно это событие стало началом или, как говорят церковнославянские тексты, главизной нашего спасения, потому что в этом событии неизреченно соединились мир горний и мир дольний, мир Божественного присутствия, мир ангелов и мир человеческий.

В лице Пресвятой Богородицы, которая еще до своего рождения была предуготована к тому, чтобы стать Вместилищем Божества, чтобы стать Купиной неопалимой, чтобы стать Землей незасеянной, чтобы стать Лествицей, возводящей к небесам, — в Ее лице человеческое естество достигло своего высочайшего нравственного и духовного предела. Выше Нее только Богочеловек Иисус Христос, неизреченным образом родившийся от Нее и от Святого Духа.

Почему мы прославляем Пресвятую Богородицу? Потому что Она своей жизнью, преданностью Богу, всецелым посвящением себя Ему настолько превзошла не только людей, но и ангелов, что Церковь прославляет Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. И когда архангел Гавриил сошел с неба к Ней для того, чтобы возвестить Ей о Тайне Боговоплощения, Она вострепетала, потому что увидела пред собою представителя горнего мира и посланника Божия. Но ангел вострепетал еще больше, как мы слышим об этом из богослужебных текстов, потому что он предстал перед Той, которая выше ангелов по своей человеческой святости, которая превзошла все разумное естество и которая стоит у престола своего Сына, Господа Иисуса Христа и которую мы прославляем вместе с Ним, которая с ним соединена настолько тесными узами, что мы, православные христиане, не можем, прославляя Спасителя, не прославлять одновременно и Его Пречистую Матерь.

В дни, когда мы празднуем Воскресение Христово, мы особенно задумываемся о той миссии, которую исполнила Пресвятая Богородица, о той роли, которую Она сыграла в деле спасения человечества, потому что Господь Ее избрал первым сосудом и вместилищем Божества. Никогда до того не было столь тесного соединения между Богом и человеком. Никогда до того, как Пресвятая Богородица ответила на глас архангела и стала Матерью Спасителя и носила Его во чреве, — никогда не было столь тесного соединения между Богом и человеком.

Соединение это произошло благодаря двум вещам: благодаря истощанию Бога,  Его умалению до  человеческого образа и благодаря обожению человека, благодаря тому, что Пресвятая Богородица была настолько чиста, настолько предуготована к тому, чтобы воспринять в себя Бога, что это соединение между Божественным и человеческим естеством произошло естественно, безболезненно, бесконфликтно. Только люди, которые объяты грехом, люди, которые свою человеческую волю противопоставляют Божественной воле, могут находится в конфликте с Богом. Человек, который свою волю человеческую всегда подчиняет воле Божественной, который живет так, чтобы внутри себя всегда иметь Бога, никогда не будет в конфликте с Богом, его воля будет прибывать в неизреченной гармонии с Божественной волей и вся его жизнь будет неизреченным образом соединена с жизнью Бога. Это и есть то, что святые отцы называли обожением человека. Это тайна обожения в наивысшей степени была явлена в Пресвятой Богородице, но она была явлена и во многих святых, которые просияли в Церкви Христовой вплоть до наших дней.

Сегодня эта тайна бывает явлена жизнью тех людей, которые готовы всецело посвятить себя Богу, которые готовы всю свою жизнь отдать служению Богу и которые всю свою человеческую волю без остатка подчиняют Божественной воле. Таинство обожения совершается в нас тогда, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, принимаем внутрь себя Тело и Кровь Спасителя и становимся, по выражению апостола Петра, причастниками Божеского естества (см. 2 Пет. 1. 4), мы становимся народом избранным и святым, людьми, взятыми в удел для того, чтобы возвещать совершенство Призвавшего  нас из тьмы в чудный Свой свет. А каким образом мы можем возвещать эти совершенства Божии? Прежде всего мы должны жить по заповедям Божиим, в повседневной жизни не забывать о том, что Господь живет в нас, что мы принимаем Его внутрь себя Святых Таин и что мы должны жить так, чтобы быть достойными Причастия, быть достойными живущего в нас Христа, чтобы, подобно Божией Матери, всю нашу жизнь, все наши помыслы и все наши деяния посвящать Господу Богу».

Архипастырь также обратился со словом наставления к диакону Алексию Дикареву:

«В этот великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы я хотел бы также поздравить рукоположенного мною сегодня диакона Алексия и пожелать, чтобы та благая весть, которую он сегодня услышал от самого Бога, всегда давала в нем добрые и благодатные плоды.

Служение диаконское подобно служению ангельскому, и диакон — это человек, который возвещает народу за богослужением волю Божию и является посредником между алтарем и храмом, между священнослужителями и народом Божиим. Диакон призывает людей к молитве и к добродетельной жизни. Именно диакон восклицает на литургии «сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», и это значит, что он первый должен свою жизнь предать Христу Богу.

Я желаю тебе, дорогой отец Алексий, воспринявший сегодня благодать диаконского служения не от моих рук, а от руки самого Господа, чтобы это твое служение было благодатным, чтобы оно наполняло твою жизнь и твои дни духовной радостью, чтобы твоя жизнь была славой Церкви, чтобы никогда никаким недобрым деянием или ошибкой ты не посрамил свое высокое звание служителя Церкви Божией. Пусть Господь хранит тебя на многая и благая лета, а Пресвятая Богородица пусть покрывает тебя от всякого зла честным Своим омофором!»

Служба коммуникации ОВЦС