Митрополит Волоколамский Иларион: в Благовещении произошла встреча между миром горним и миром земным
6 апреля 2010 года, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Всенощное бдение в храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Владыка Иларион обратился к молившимся в храме с архипастырским словом:
«Христос Воскресе!
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с великим праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы. В этом году – самая ранняя Пасха, какая только возможна, и потому праздник Благовещения, обычно выпадающий на период Великого поста, совпал со Светлой седмицей. Сегодня за богослужением мы одновременно прославляли Воскресшего Спасителя и Пресвятую Богородицу, благодаря согласию Которой стало возможным волей Божией великое таинство Боговоплощения.
Мы как бы одновременно созерцаем и начало, и конец евангельской истории. В начале ангел Господень сошел с неба для того, чтобы сказать Пресвятой Деве о том, что от Нее родится Сын, родится без участия мужа: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1. 35). И Пресвятая Богородица, Которая все Свое детство и юность провела при храме, Которая не знала никакой иной жизни, кроме жизни духовной, жизни молитвенной, смиренно приняла волю Божию, не представляя, что это будет означать для Нее, какие страдания придется Ей претерпеть. Пречистая Дева приняла это со смирением, как подобает истинной рабе Божией, сказав: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1. 38). Именно с этого момента – момента, когда силы небесные соединились с земным человечеством, когда произошла встреча между миром горним и миром земным, когда ангел Господень обратился к отроковице – начинается история строительства нашего спасения.
Господу Иисусу Христу, Который родился от Пресвятой Богородицы, надлежало прожить человеческую жизнь, недолгую по общепринятым меркам. Жизнь эта была отдана всецело служению людям, исполнена скорбей и страданий и увенчалась мученическим подвигом, ибо Спаситель, взяв на Себя грехи всего человеческого рода, пострадал, был распят на Кресте и претерпел позорную смерть. А Пресвятая Богородица участвовала в Его подвиге тем, что безмолвно следовала за Ним до конца и стояла при Его Кресте, тем, что после Его смерти и Воскресения стала Матерью всей Церкви и всего человечества.
Поэтому несмотря на то, что два праздника, отмечаемые в этот день, казалось бы, очень разные, они очень естественно соединяются один с другим: Пресвятая Богородица как родоначальница нашего спасения и Сам Господь Спаситель сегодня прославляются в Церкви вместе. Так же они прославляются вместе за каждым богослужением – во время каждой службы мы слышим, как молитвы ко Господу перемежаются с молитвословиями, обращенным к Матери Божией.
В этот праздничный день, когда мы в честь Пречистой Девы из красных пасхальных облачений переоблачились в голубые богородичные, будем прославлять Матерь нашего Господа, Небесную Матерь каждого из нас, Матерь всей Церкви. Будем просить Ее, чтоб Она вела нас по пути ко спасению, покрывала от всякого зла, была нашей Небесной Заступницей, Помощницей и Покровительницей.
Будем просить Пресвятую Богородицу, чтобы Она помогла нам насладиться пасхальной радостью в эти особые для Церкви и для каждого из нас дни, чтобы эту радость мы пронесли через всю жизнь и были способны дарить ее своим близким, родным, соработникам и всем, с кем встречаемся в нашей земной жизни. Будем добрыми вестниками для каждого из тех людей, которых посылает нам Господь. Будем, подобно ангелам, возвещать им благую весть о спасении, ибо именно ради этого Господь каждого из нас привел в Свою Святую Церковь».
Служба коммуникации ОВЦС