Print This Post

5 апреля 2010 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в рамках открывшейся Хоровой программы IX Пасхального фестиваля прозвучала симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения». Симфонию митрополита Илариона (Алфеева) исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Камерный хор Смольного собора Санкт-Петербурга, хора и оркестра Мариинского театра под управлением В.А.Гергиева.

«Песнь восхождения» была написана владыкой Иларионом в августе 2008 года. В основу либретто лег текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из этих псалмов имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», что и дало название всему произведению. Симфония состоит из пяти частей, общая драматургия музыкального произведения для хора и оркестра – восхождение из глубин отчаяния к высотам молитвенного ликования и восторженной хвалы Богу.

В первой части симфонии звучат слова Псалма 129: Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Это один из самых скорбных псалмов, выражающий состояние души человека, который находится на грани отчаяния и взывает к Богу с молитвой о спасении. Первая часть написана в форме пассакалии – вариаций на неизменно повторяющуюся в басу тему.

В основу второй части легли слова Псалма 120: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Основная тема псалма – надежда на Бога, Который хранит верующего от всякого зла. Вторая часть написана в форме фуги на тему, сотканную из си-минорного трезвучия.

Часть третья, написанная на слова 136-го псалма (На рекáх вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе), представляет собой лирическую кульминацию симфонии. Псалом 136 повествует о трагической судьбе еврейского народа во время вавилонского плена. Основные темы псалма – тоска по родине, клятва на верность отечеству, воспоминания о песнях родной земли. Третья часть симфонии написана в куплетной форме с характерным для песенного жанра переходом на полтона вверх при каждом новом куплете. В соответствии с одним из стихов псалма (На вербах посреди Вавилона повесили мы наши арфы…) к оркестру добавлена арфа.

Начиная с четвертой части эмоциональный строй симфонии меняется, переходя от скорбных и лирических настроений к настроению торжественной хвалы. В основу текста этой части легли слова Псалма 134: Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Если в первых двух частях симфонии преобладала оркестровая фактура, то в четвертой части доминирует хор: оркестр лишь «подзвучивает» его. Мужской и женский составы звучат антифонно.

Заключительная часть симфонии «Песнь восхождения» написана на слова последних трех псалмов: 148, 149 и 150-го. Хоровые голоса здесь сливаются в речитатив, исполняемый мужчинами и женщинами в октаву в сопровождении оркестра. Хор как бы скандирует слова псалма, с каждой фразой поднимаясь на полтона выше. В словах псалма 150 упоминаются музыкальные инструменты, которые вступают в момент их упоминания в тексте. В частности, на словах хвалите Его со звуком трубным звучат трубы, на словах хвалите Его с тимпаном и ликами звучат литавры (тимпаны), на словах хвалите Его на струнах и органе вступает орган. В заключительных тактах симфонии звучит пассакалия из первой части, однако теперь ре-минорная гамма превращается в ре-мажорную, что придает музыке прямо противоположную эмоциональную окраску. Симфония завершается многократным торжественным и ликующим «Аллилуйя» (евр. «Хвала Богу»).

В произведении используется внушительный оркестровый состав, включающий струнную группу, деревянные и медные духовые, ударные, арфу и орган. Смешанный хор, в соответствии с пожеланием композитора, разделен на мужскую и женскую группы, расставленные на сцене по разные стороны.

Служба коммуникации ОВЦС