Print This Post

Вечером 2 апреля 2010 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил утреню с чином погребения Плащаницы Спасителя. Владыке Илариону сослужили заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых), клирики храма.

По окончании Великого славословия председатель ОВЦС возглавил крестный ход с Плащаницей вокруг храма. Перед Плащаницей были прочитаны пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37. 1–14) и отрывки из посланий апостола Павла об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6. 7-8, Гал. 4. 13–14), после чего владыка Иларион прочитал евангельское зачало, в котором рассказывалось о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27. 62–66).

После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился с архипастырским словом к верующим:

«Ныне мы совершили чин погребения Спасителя и услышали слова пророчества из книги Иезекииля о том, как Господь восстановит род человеческий, о том, как все умершие, которым Господь Иисус Христос  открыл путь к воскресению, воскреснут к новой благодатной жизни. Святой пророк описывает свое видение: поле, наполненное мертвыми костями, и кости эти начинают соединяться одна с другой для того, чтобы из них составились тела умерших людей, затем они обрастают жилами и плотью, Господь вдыхает в них дух – и вот то, что еще недавно было мертвым и безжизненным полем, наполняется толпой людей, воскрешенных к новой жизни.

Это пророчество впервые исполнилось, когда воскрес Господь наш Иисус Христос. Все, что происходило в те дни, свидетельствовало, что Его земная история кончается, и мало кто мог подумать, что от этого гроба, к которому стража привалила камень, воссияет новая жизнь. Всем казалось, что закончилась история Иисуса Христа, что закончилась Его миссия на земле. На самом деле Его миссия только начиналась, потому что ученикам Спасителя  предстояло проповедовать весть о Его воскресении и пронести эту весть по всему миру, донести ее до наших народов и до наших дней.

То была не только весть о Воскресении Христовом – то была весть о победе Христа над смертью, о том, что это победа распространится на всех людей, ибо мы знаем из церковного Предания, из богослужения Великой субботы, что Господь Иисус Христос после того, как умер, после того, как тело Его было положено во гроб, сошел во ад, чтобы там найти Адама, которого Он не нашел на земле. Он сошел во ад для того, чтобы и там, среди мертвецов было проповедано то, что было уже проповедано и явлено среди живых, чтобы и там прозвучало слово Евангелия, чтобы и там было возвещено слово спасения всему человеческому роду. «И ад, видя чудо, ужасеся, и мертвии восташа», – такие слова мы слышим в богослужении Великой  субботы. Величайшее чудо произошло там, где никто не ожидал никакого чуда: туда сошла сама Жизнь для того, чтобы ад разрушить изнутри, чтобы наполнить его жизнью, чтобы открыть двери к воскресению всему человеческому роду.

Ад был умервщлен и низложен – так говорит об этом наше богослужение. Он был низложен, попран и поруган, он был осмеян, потому что отныне врата ада уже не отверзаются для каждого смертного, а только для тех, кто сам отверзает для себя эти врата еще здесь, в земной жизни, противясь воле Божией и не желая последовать за Христом в Царствие Небесное.

Мы должны помнить, дорогие братья и сестры, что ад существует только потому, что те люди, которые не хотят следовать божественным законам, продолжают поддерживать его существование после того, как он был умерщвлен, низложен и поруган Христом. Всевластие смерти было упразднено Спасителем, но оно сохраняется до тех пор и для тех людей, пока хотя один человек остается, который противится воле Божией о спасении.

Господь сделал все для спасения каждого человека – ни одного Он не забыл, ни один не изъят из Его Божественной милости и любви. Только для тех людей, которые сами не хотят следовать за Христом, которые сами своей греховной жизнью противятся воле Божией об их спасении, еще существует ад, о котором сказано в сегодняшнем богослужении: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим».

Вечная власть ада, которая тяготела над человечеством, упразднена после того, как Господь Иисус Христос Своею душою сошел во ад, чтобы вывести оттуда всех мертвецов. Мы слышим об этом событии каждый воскресный день за  богослужением, и с особой силой слова эти звучат сегодня: «Ангельский собор удивися, зря Тебе, в мертвых вменишася, смертную же, Спасе, крепость разориша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша». Господь освободил от ада всех без изъятия – не только праведников, которые ждали Его там, но и грешников. Остались там только те, которые не захотели последовать за Христом. И с тех пор попадают туда только те, кто не желает следовать за Господом. Власть ада над родом человеческим не неизбежна, и только для тех, кто уже здесь, на земле, устраивает ад для самих себя и для окружающих их людей, он существует.

Господь всех людей предназначил ко спасению – вот весть, которая прозвучала от живоносного гроба Спасителя. Бог всех людей создал для жизни, а не для смерти, для воскресения, а не для погибели, для Царства Небесного, а не для вечных мук. Господь Иисус Христос, Первенец из мертвых, сошел во ад для того, чтобы победить и упразднить смерть. Он сошел туда, чтобы воскресить Адама первозданного, а вместе с ним – все человечество.

Мы видим на иконах Воскресения Христова, как Господь исходит из ада и изводит с Собой оттуда Адама, Еву и вместе с ними – все ветхое человечество. Вот то божественное воскресение, о котором пророчествовал Иезекииль за много веков до Воскресения Христова.

Он пророчествовал также о воскресении, которое будет явлено в последний день, когда Господь Иисус Христос силою Своею воскресит все человечество, и те люди, которых мы потеряли, которые умерли телесно и тела которых разложились в земле, будут вновь восставлены силою Божией. Они не будут жить в тех материальных телах, в которых мы сейчас живем, – их тела не будут страдать от болезней, не будут стареть и уставать. Это будут новые тела, которые Господь даст людям для того, чтобы они жили вечно, для того, чтобы в вечности они наслаждались вместе с Ним неизреченным блаженством, Его животворным присутствием.

Об этой надежде говорит нам живоносный гроб Спасителя – о том, что все мы предназначены не для смерти, а для вечной жизни, не для погибели, а для  спасения. Будем поклоняться живоносному гробу сему, прося  Господа о том, чтобы в каждом из нас, из наших близких царствовала жизнь, а не смерть, чтобы каждый из нас уже в этой земной жизни приобщался не к аду, который уже побежден и разрушен, но к Царствию Небесному, которое всем нам уготовано».

Служба коммуникации ОВЦС