Print This Post

29 марта 2010 года, в Великий понедельник председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил литургию Преждеосвященных Даров в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

За богослужением сотрудник ОВЦС монах Иоанн (Копейкин) был рукоположен в сан иеродиакона.


По окончании литургии Владыка Иларион обратился с архипастырским словом к верующим:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения» – так начинаются отпусты богослужений Страстной седмицы. Все эти богослужения напоминают нам о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и о том, что происходило после того, как Господь вошел в Иерусалим. Вчера вечером мы слышали евангельское чтение о том, как Господь, проходя мимо одной смоковницы, увидел, что на ней нет плодов. Он проклял эту смоковницу и она иссохла. Сегодня мы слышали о том, как Господь говорил своим ученикам о последних временах, о судьбе иерусалимского храма и еврейского народа. Тогда они показали ему величественное здание храма, а Он сказал: настанет время, когда не останется здесь камня на камне… Восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, землетрясения (см. Мк.13. 2-8) и во многих охладеет любовь. Это пророчество о последних временах, которое сбылось уже в 70-м году, когда Иерусалим был разграблен войсками римского императора и когда не осталось там камня на камне, и древний священный город еврейского народа превратился в руины, а сам этот народ рассеялся по всему миру и до сего дня прибывает в рассеянии.

Это пророчество говорит и о тех временах, когда в сердцах человеческих охладеет любовь, когда любовь как главное связующее звено между людьми перестанет восприниматься как сердцевина человеческой жизни — любовь, которая соединяет сердца человеческие, любовь, которая созидает семьи, любовь, благодаря которой рождаются дети. Все это сегодня для многих людей стоит совсем не на первом месте, потому что на первом месте стоят другие ценности – это успех, это стяжательство, а если и говорят о любви, то как об удовлетворении похоти,  как об одной из форм развлечения и наслаждения.

Но не о той Божественной любви говорит нам Спаситель, и не такую любовь Господь принес людям, а ту любовь, которая возгорается в нас, когда мы помышляем о Боге, ту любовь, которая возгорается в нас, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн — любовь, которая не плотская, но духовная; не страстная, человеческая и земная, но бесстрастная, Божественная и возвышенная. Эту любовь Господь Иисус Христос принес на землю, эту любовь даровал нам и об этой любви повествует Евангелие все последние дни Страстной седмицы, ибо Сам Господь Иисус Христос явил эту любовь в наивысшем и абсолютном значении этого слова.

Когда, будучи на суде, Он слышал лжесвидетельства, слышал людей, которые свидетельствовали против Него, в Его сердце не было ничего, кроме любви к людям. Когда Господь стоял на суде Пилата и Палат вопрошал Его, а Иисус отвечал ему молчанием, то в Его сердце не было ничего, кроме любви. Когда Господа нашего пригвождали ко Кресту и Он испытывал нечеловеческую боль, то в Его сердце не было ничего, кроме любви к распинателям, и Он молился Своему Отцу и говорил: «Господи прости им, ибо они не знают, что делают». Люди совершают грехи по неведению, они совершают грехи, потому что нет у них сил противостоять греху. Потому что человек – существо немощное, и своими силами он не может справиться со своими греховными привычками и страстями. Но есть такая сила, которая может помочь человеку не только преодолеть свои грехи, но и стать святым – эта сила есть любовь Божия. Любовь Божия, которая приходит к нам тогда, когда мы соединяемся с Богом в Таинствах и, прежде всего, в Таинстве Святого Причащения. Эта та Божественная любовь, которая давала силы мученикам претерпевать нечеловеческие страдания и молиться за своих врагов. Эта та Божественная любовь, которая давала силы апостолам, проповедникам и миссионерам на протяжении всей истории Церкви проповедовать людям спасение. Это та Божественная любовь, которая и сегодня является связующим звеном и скрепой между теми людьми, кого Господь объединил в свою Святую Церковь.

В дни Страстной седмицы будем читать Евангелие, вслушиваться в слова богослужения и просить Господа о том, чтобы Он даровал нам эту Божественную любовь, чтобы эта Божественная любовь озаряла наши сердца, наши умы, чтобы она руководила нашими поступками и всей нашей повседневной деятельностью, чтобы она была путеводной звездой на нашем пути в Царствие Небесное».

Владыка Иларион также обратился со словами приветствия к диакону Иоанну Гуайта и иеродиакону Иоанну (Копейкину).

«Вчера и сегодня в нашем храме совершились диаконские хиротонии – два Иоанна получили сан диакона. Я хотел бы сегодня сердечно поздравить вас, дорогие братья, с этим событием и напомнить вам, что диаконское служение является великим служением Богу. Потому что диакон – это человек, который подобно ангелу предстоит престолу Божию, который участвует в совершении Божественных Тайн. Призвание диакона заключается в том, чтобы служить алтарю и любить алтарь Божий, чтобы причащаться Святых Христовых Тайн. Священник обременен многими другими послушаниями: он должен исповедовать, он должен общаться с людьми, он должен отдавать всю свою жизнь служению людям. На диакона не возлагается такое послушание, прежде всего, диакон – это служитель алтаря Господня. Я хотел бы пожелать вам, дорогие братья, чтобы вы любили и ценили то служение, которое доверила вам Святая Церковь; чтобы вы со всяким чаянием и со всяким прилежанием, со всякой любовью приступали к служению Божественной литургии всякий раз, когда Церковь призывает вас к этому; чтобы вы любили алтарь Божий, чтобы с благоговением и трепетом приближались к Божественному престолу и участвовали в совершении Божественных Тайн, чтобы диаконское служение ваше и близость к алтарю Господню были для вас источником Божественных милостей, источником благодатной помощи Божией и чтобы Господь помогал вам в вашем служении и хранил вас на многая и благая лета».

Служба коммуникации ОВЦС