В Львовской областной филармонии состоялась встреча митрополита Илариона с представителями общественности города Львова
22 марта 2010 года, во второй день пребывания председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона во Львове, в зале Львовской областной филармонии состоялся вечер духовной музыки, на котором была исполнена оратория «Страсти по Матфею». На концерт были приглашены архиепископ Львовский и Галицкий Августин, духовенство и миряне Львовской епархии, представители различных религиозных общин Львова, сотрудники областной и городской администрации, общественные и культурные деятели. Перед началом вечера со вступительным словом выступила председатель синодального отдела Украинской Православной Церкви «Миссия и культура» игумения Серафима (Шевчик), которая подчеркнула особую значимость исполнения накануне Страстной седмицы музыкального произведения, посвященного страстям Христовым.
По завершении концерта митрополит Иларион обратился к собравшимся в зале со словом.
«Сейчас заканчивается Великий пост, через несколько дней начнется Страстная седмица, когда мы будем вместе со всей Церковью переживать последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Это история, о которой рассказывают четыре евангелиста, и об этой истории я хотел рассказать через свою музыку, которую вы слышали. Эта история имеет отношение к жизни каждого человека — каждый из нас узнает себя и свой мир, тот мир, в котором мы живем, в этой истории. Мы слышим в Евангелии о том, как вели себя люди, как ближайшие ученики Христа испугались, разбежались в страхе, когда наступила минута испытания. Первый из учеников — Петр — отрекся от Спасителя. Мы видим, как толпа, которая еще несколько дней назад встречала Иисуса Христа возгласами: «Осанна Сыну Давидову!», теперь восклицает: «Распни Его, распни!». Это история о человеческом предательстве, о человеческой слабости, о человеческом коварстве, но через всю эту историю на нас светит Божественный лик Господа Спасителя, и то добро, которое Он принес в мир, перекрывает всяческую человеческую злобу и всякую человеческую тьму.
Не случайно в богослужебных текстах Православной Церкви говорится не только о смерти и страданиях Христа, но говорится постоянно и о Воскресении Христовом. Страдания и смерть неразрывно связаны с Воскресением. Но без страданий и смерти не может быть Воскресения. Господь Иисус Христос сошел в человеческую тьму, во тьму человеческой жизни для того, чтобы ее пронизать Своим Божественным светом. Господь Иисус Христос сошел на нашу землю, Он жил среди нас, жил среди нашей греховной человеческой семьи. Он не погнушался нашей слабостью, нашей немощью для того, чтобы сделать нас духовно сильными. Человеческая личность Христа – это тот идеал, к которому должны стремиться все люди. Это тот универсальный идеал, равняясь на который и следуя которому каждый человек может приблизиться к добру и свету.
Мы видим на страницах Евангелия, как идет битва между добром и злом. Это конфликт, в котором неизменно побеждает добро, потому что побеждает Христос. Он пришел на землю для того, чтобы спасти падшего Адама, но, не найдя его на земле, Он спускается в ад для того, чтобы найти его там. Падший Адам – это все мы и это каждый из нас. Господь Иисус Христос пришел не к абстрактной человеческой массе, Он пришел к каждому из нас. и Его послание, Его слово адресовано к каждому из нас. Именно поэтому история страданий и смерти Христа имеет универсальный и в то же время столь личный характер.
Что оставил после Себя Иисус Христос? Что Он оставил на этой земле? Он оставил не только Свое учение, не только Свои слова, записанные в Евангелии. Прежде всего Он оставил здесь Свою Церковь, про которую Он Сам сказал, что врата ада не одолеют ее. Это Церковь, которая состоит из грешных людей, из таких же, как те, кто окружал Спасителя в последние дни Его земной жизни. Но Церковь — это та община людей, где каждый человек имеет возможность приобщиться ко Христу и встретиться с Ним лицом к лицу. Это та церковная община, где люди, соединяясь с Богом, одновременно совершенно особыми узами духовного родства соединяются друг с другом.
Это происходит тогда, когда мы причащаемся святых Христовых Тайн. Мы слышим в Евангелии о том, как накануне Своей смерти Иисус Христос собрал учеников, преподал им Хлеб и Чашу и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26.26-28). Кровь Иисуса Христа, пролитая за каждого из нас, объединила всех нас в единое тело – единую Церковь. И именно поэтому так важно быть в Церкви, именно поэтому Церковь является тем спасительным кораблем, который несет всех нас в Царствие Небесное. В Церкви мы соединяемся со Христом не только духовно, но и телесно — Его Тело становится нашим телом, Его Кровь начинает течь в наших жилах, вот почему особенно важно укреплять единство Церкви, вот почему особенно болезненно воспринимаются нами все разделения и конфликты, которые существуют между христианами.
Подобно воинам, которые раздирали хитон Христов и ругались над Иисусом, люди, которые сегодня вносят разделение в Церковь, раздирают этот священный хитон. И поэтому задача наша, задача всех нас укреплять единство, работать для единства и молиться о единстве. Мы не можем лишь человеческими усилиями достичь этого единства, но мы можем об этом молиться, мы можем проявлять свою добрую волю, делать шаги на встречу друг другу. Нет ничего невозможного для Бога. То, что человек разделил, то, что человек расколол, может быть воссоединено силой Божественной благодати.
В этом замечательном городе, где живет верующий народ, где живут люди, для которых дорог Христос, дорога история Его страданий и смерти, мне хотелось бы выразить пожелание, чтобы исполнились слова Христа, которые он произнес в Своей предсмертной молитве: «Да будут все едино» (Ин. 17.21). Пусть совершится это чудо воссоединения того, что человеческими силами было расторгнуто и разрушено, и дай Бог, чтобы мы все в нашей земной жизни стали свидетелями этого чуда».
Затем председатель ОВЦС ответил на вопросы присутствовавших. В частности, отвечая на вопрос о смысле и перспективах межконфессионального диалога, он сказал:
«Диалог необходим, потому что мы должны остаться друг с другом. Для того, чтобы понять, что нас разделило, мы должны друг другу об этом говорить, мы должны это обсуждать. Если не будет диалога, то очень трудно будет найти пути к единству. Поэтому, не допуская вероучительных компромиссов и не идя на предательство своей веры, мы должны встречаться с людьми, с которыми нас разделила история, разделили какие-то человеческие факторы, а, может быть, какие-то богословские различия. Мы должны общаться с ними, чтобы всех привести к богозаповеданному единству».
Митрополиту Илариону был также задан вопрос о возможных путях объединения христиан на Украине. Отвечая на этот вопрос, Владыка Иларион, в частности, сказал:
«Украина — это прекрасная страна, страна с долгой историей, и эта история неотделима от истории соседних стран — России и Беларуси. Сегодня эти страны разделены политическими границами, но у нас есть общее духовное наследие, та духовная общность, которая восходит к крещальной купели святого равноапостольного князя Владимира. Приезжая на Украину, даже на западную Украину, мы, русские, не чувствуем себя здесь иностранцами. Это совсем не то же самое, что приехать во Францию или в Америку. Мне представляется, что прежде всего нас объединяет наследие православной веры.
Сейчас невозможно говорить о том, чтобы как-то сразу объединились все христианские конфессии на Украине. Это утопическая идея. С такой утопической идеей выступали политики, которые недавно сошли со сцены. Прежде всего должен быть пройден путь соединения Православия на Украине, которое оказалось расколотым. Это непростой процесс, он требует мужества, открытости и терпеливого диалога. Самое главное — должно быть желание жить в единстве, в единстве, которое превыше всех политических лозунгов национальных или этнических разветвлений.
Что же касается единства между православными и католиками, то это, наверное, достижение этой цели будет гораздо более трудным, но и для этой цели мы должны трудиться, потому что в своей основе и Православная Церковь, и Католическая Церковь – это Церкви, которые обладают апостольским преемством… Другое дело, что у нас по хорошо известным историческим причинам нет общения в Таинствах.
Я думаю, что задача каждого христианина, а не только церковных иерархов и людей Церкви, которые отвечают за межправославные и межхристианские отношения, заключается в том, чтобы трудиться для достижения церковного единства. Еще раз хотел бы сказать: человеческими силами этого достичь невозможно, но для Бога ничего невозможного нет».
Далее беседа митрополита Илариона с собравшимися в зале коснулась либеральной идеологии, навязываемой людям в ряде западных стран.
«Сегодня в Европе господствует, а, вернее, навязывается людям такое либеральное мировоззрение, согласно которому человек, как говорили древние греки, есть мера всех вещей — человек со всеми его греховными страстями, со всеми его слабостями. Согласно этой идеологии, нет никакой нравственной нормы, нет никаких Божественных заповедей, которым человек должен следовать, – есть только свобода человека и его право определять для себя образ жизни и ту шкалу нравственных ценностей, согласно которой он будет жить. Свобода человека воспринимается как некое абсолютное благо, а традиционные ценности, на которых веками строилась человеческая жизнь, подвергаются обструкции, осмеянию и воспринимаются как устаревшие. И когда мы, церковные люди, вступаем в полемику с представителями этого либерального, в своей основе безбожного мировоззрения, эта полемика не носит богословского характера: мы не спорим, есть Бог или нет. Наша полемика – о ценностях человеческой жизни, тех ценностях духовно-нравственных, на которых строится человеческая жизнь.
Когда на первом плане успех, материальные блага, карьера, человек забывает о фундаментальных ценностях, таких, например, как семья, как рождение и воспитание детей. Люди на первое место ставят материальные блага; в списке этих благ должны быть хорошая работа, высокая зарплата, хорошая квартира, машина, и только где-то на пятом или восьмом месте на этой шкале будет ребенок, как правило, один. Одного ребенка обычно достаточно для того, чтобы семейная пара чувствовала себя удовлетворенной и состоятельной.
А если посмотреть, чему учит Церковь, то мы увидим, что как раз семья должна быть на первом месте: супружеская верность, рождение детей – не одного или двух, а стольких, скольких пошлет Господь. На этом строилась жизнь человечества на протяжении веков. И до тех пор, пока люди ориентировались на Божественные заповеди, пока они воспринимали семью как нечто священное и незыблемое, воспринимали детей как благословение Божие, – до тех пор человечество развивалось и размножалось. А что мы видим сейчас? Целые народы постепенно уменьшаются; если раньше у двух людей могло быть восемь детей и двадцать восемь внуков, то сегодня у десяти супружеских пар — десять детей, пять внуков и два правнука. Вот что мы наблюдаем. Поэтому речь идет о простом выживании человечества, о выживании тех народов, которые встали на путь либерального мировоззрения и отказались от основополагающих христианских религиозных ценностей».
Вечером в здании Львовского епархиального управления архиепископ Августин дал ужин в честь митрополита Илариона. На ужин были также приглашены представители Римско-Католической Церкви на Украине: архиепископ Мечислав Мокшицкий, епископы Леон Малый и Маркиан Трофимьяк.
В завершение трапезы митрополит Иларион тепло поблагодарил архиепископа Августина и всех присутствовавших за оказанное ему сердечное радушие и гостеприимство.
Служба коммуникации ОВЦС