Митрополит Волоколамский Иларион: покаяние есть не просто самоосуждение, но и готовность исправиться
13 марта 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Липецке по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению епископа Липецкого и Елецкого Никона, возглавил Всенощное бдение в кафедральном соборе в честь Рождества Христова.
Митрополиту Илариону сослужили архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, епископ Липецкий и Елецкий Никон, заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев и духовенство Липецкой епархии.
По прочтении святого Евангелия председатель ОВЦС обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Мы слышали сейчас за богослужением знакомые слова песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче… блудно мое иждих житие». Всякий раз, когда слышим эти слова, мы задумываемся, что такое покаяние, в чем смысл его, для чего оно нужно нам.
Вспомним, с какой целью Церковь установила Великий пост – долгие шесть недель, предшествующие Страстной седмице и Пасхе, когда мы призываемся приносить покаяние в своих грехах. Некоторые люди думают, что они вообще не имеют грехов. Многие живут так, будто понятие греха для них не существует. Такие люди недоумевают, почему и в чем они должны каяться. Они говорят: «Я живу как все, может быть, не лучше, но и, во всяком случае, не хуже вот того или вот того, другого и третьего; я не убиваю, не краду, преступлений не совершаю – в чем мне каяться?» Мы, православные христиане, знаем, что нам всегда есть, в чем каяться, потому что евангельские заповеди, которые дал людям Господь Иисус Христос, настолько высоки, что мы очень часто не находим в себе силы их исполнять.
Господь говорит, чтобы мы любили своих врагов. А разве мы любим тех, кого считаем врагами? Господь говорит, чтобы мы прощали тех, кто нас обижает. А разве мы поступаем по слову Его, разве мы не носим в себе годами обиду на того или иного человека за то, что он несправедливо по отношению к нам поступил? Господь говорит: благословляйте проклинающих вас… и молитесь за обижающих вас (Мф. 5. 44). А разве мы молимся за тех, кто наносит нам обиду? Господь учит: когда тебя ударят в правую щеку, подставь левую (см. Мф. 5. 39). А разве мы не готовы воздать злом за зло – око за око и зуб за зуб (см. Исх. 21. 24), как говорили древние евреи в Ветхом Завете?
Мы должны каяться в том, что живем не так, как заповедал Господь. Спаситель говорит: Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй», а Я говорю вам, что тот, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5. 27– 28). Спросим себя, насколько мы целомудренны? Пусть мужчины, которые стоят здесь, обратят к себе вопрос, насколько они сумели сохранить верность своим женам не только в поступках, но и в мыслях, не смотрят ли они с вожделением на других женщин. Пусть и женщины спросят себя, насколько они смогли сохранить верность своим мужьям и следовать тому, чему учит Господь, чему учит апостол Павел. Пусть спросят себя, сумели ли они достойно воспитать детей, и не было ли случая в их жизни, когда они воспрепятствовали рождению ребенка.
Сколько еще мы можем припомнить в своей жизни случаев неисполнения Божественных заповедей! Господь дал нам очень много, а мы, по своей беспечности, по своему маловерию, по своему малодушию очень часто отказываемся исполнять то, что Он нам повелевает, и в этом должны каяться.
Мы должны каяться в том, что не сохранили заповеди Божии, что не были достойны Евангелия, в том, что совершили грехи, вольные и невольные, которые отдалили нас от Царствия Божия. Однако покаяние – это не просто самоосуждение, покаяние – это и готовность исправиться. Если мы не нашли в себе сил простить нанесенную нам обиду до того, как начался Великий пост, сделаем это в дни Святой Четыредесятницы. Если мы не научились любить наших врагов, попробуем в течение Великого поста обратить на это особое внимание.
Великий пост – это время, когда мы можем взглянуть на себя трезво и переосмыслить свою жизнь, переосмыслить ценности, на которых она строится, понять, что наша жизнь будет иметь смысл только тогда, когда мы ее полностью ориентируем на Христа, на Евангелие. Жизнь человеческая есть путь в Царствие Небесное. Это Царствие открывается нам уже здесь, на земле, когда мы приходим в храм Божий, когда причащаемся Святых Христовых Тайн, когда перед нами разверзаются небеса и мы духовными очами своими созерцаем Самого Господа. Но эти великие блага, которые дает верующим в Него Господь, налагают и ответственность. Мы должны быть, как напоминает нам Спаситель, светом мира и солью земли (см. Мф. 5. 13–14), мы должны в своей жизни являть образец христианской добродетели. И потому будем в Великом посту приносить покаяние во всем, что не сделали доброго, хотя могли, и во всем злом, что совершили, хотя имели возможность того избежать. Будем просить Господа, чтобы Он дал нам силы встать на путь покаяния и исправления жизни.
Никогда не поздно принести покаяние, никогда не поздно исправиться. Даже самый закоренелый грешник в любой момент, как только он этого пожелает, сумеет начать меняться к лучшему, если обратится к Богу за помощью.
Всем вам, дорогие братья и сестры, желаю благодатного времени Великого поста, желаю всем нам достойно встретить Страстную седмицу и праздник Светлого Христова Воскресения».
В память о посещении Липецкого кафедрального собора митрополит Иларион передал в дар икону Божией Матери с памятной надписью.
По окончании богослужения архипастыри и их спутники посетили Епархиальное управление Липецкой епархии и молились в домовом храме святителя Алексия Московского.
Вечером того же дня митрополит Иларион отбыл в Москву с железнодорожной станции «Грязи». На станции председателя ОВЦС провожали епископ Никон, секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук, наместник Успенского монастыря игумен Митрофан (Шкурин), а также глава Грязинского района В.Т.Рощупкин.
Служба коммуникации ОВЦС