Руководитель Службы коммуникации ОВЦС принял участие в экспертном семинаре «Научно-богословский взгляд на современное информационное общество»
«Богословие и информационное общество настолько требуют взаимного осмысления и диалога, насколько предметом их интереса является человеческая личность», говорится в выступлении руководителя Службы коммуникации ОВЦС священника Георгия Завершинского на экспертном семинаре «Научно-богословский взгляд на современное информационное общество»
10 марта в Троице-Сергиевой Лавре состоялся экспертный семинар «Научно-богословский взгляд на современное информационное общество», который возглавил Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В. Р. Легойда.
С докладами выступили архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, священник Георгий Завершинский, руководитель Службы коммуникации ОВЦС, профессор А. В. Коротков, заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО (У) МИД России и О. И. Генисаретский, главный научный сотрудник Института философии РАН, в заседании и обсуждении докладов также приняли участие проректор общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий и секретарь Учёного совета МДАиС, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов.
В своем выступлении «Диалог как образ бытия человека» руководитель Службы коммуникации ОВЦС священник Георгий Завершинский, в частности, сказал, что в философии и богословии личностный подход к окружающему нас миру и его Творцу серьезно переориентировал интерес человека в сторону диалога и межличностных отношений. В постижении феномена человека научно-объективный метод как таковой не дает целостной картины, а скорее имеет дело с различными аспектами бытия человека как части естественного мира. Личностное бытие, отметил отец Георгий, это не продукт индивидуального или общественного сознания, а функция отношения. В смысле отличия друг от друга, каждый из нас рождается как «индивид», личностное же начало в нас является скорее не актуальностью, а потенцией, которая реализуется, когда мы вступаем в отношение с другими людьми и окружающим миром.
Научный метод, считает отец Георгий, в изоляции от эстетического мировоззрения человека, его духовных и нравственных начал, образующих личность, не отвечает полной картине бытия мира и человека в ее целостности. Особенно это касается феномена информационного общества, при богословском осмыслении которого более подходящим является метод диалога, представляющий попытку взглянуть на мир и человека в полноте взаимных отношений. Метод диалога не противоречит объективному методу познания, но скорее восполняет его, указывая на то, что необходимо учитывать личностные и безличностные отношения, чтобы более ясно и глубоко представлять бытие мира и человека в их онтологической взаимосвязи.
Отвечая на вопросы, отец Георгий отметил, что когда мы спрашиваем себя о том, нуждаются ли богословская наука и информационное общество в установлении взаимоотношения, то ответом может стать следующее: они настолько требуют взаимного осмысления и диалога, насколько предметом их интереса является человеческая личность.