Print This Post

6 февраля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир»  председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о святости и путях, ведущих к ней.

Владыка Иларион обратил внимание зрителей на то, что «подвиг святости существует в Церкви всегда и везде», а не ограничен давними веками, в которые жили прославленные святые.

Между просто  добрым человеком и святым, по словам архипастыря, существует большая разница: «Святость – это совершенно особое призвание. Это такая степень доброты, такая степень духовного совершенства, духовной красоты, которая может служить эталоном для верующих на протяжении веков. О людях, которые просто делали добро и имеют заслуги, их родственники и знакомые помнят и после смерти. Постепенно эта память стирается и исчезает. А со святыми происходит наоборот. Святитель Николай жил в IV веке, а его помнят, знают и любят до сих пор миллионы людей по всему земному шару. Значит, есть нечто особое в подвиге святости».

Митрополит Иларион подчеркнул, что «святость как призвание является основой духовной жизни всей Церкви на протяжении столетий». Путь к святости может быть различным: святыми становятся и те, кто всю свою жизнь шел по пути духовного совершенства и достиг на нём великих высот, и те, кто своей мученической смертью засвидетельствовали любовь к Богу.

Отвечая на вопрос, каким образом в современное время можно подражать подвигу святых, архипастырь предложил поверять свои поступки Божественной волей, приведя в пример отношение к абортам: «Каждый раз, когда приходит минута принимать такое решение, может возникать сомнение: вот уже будет третий ребенок, хватит ли на него средств, как на это посмотрят окружающие… Тысячи разных соображений. Если перевешивает одно – верность Христу, верность Божественному учению, понимание, что раз Господь посылает ребенка, значит должен быть ребенок, то это уже подражание подвигу святых. Потому что это именно то следование Божественной заповеди, которая может совершаться даже вопреки каким-то человеческим соображениям, даже вопреки так называемому здравому смыслу».

Обращаясь к примеру святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который в своем дневнике часто укорял себя за резкость и горячность, митрополит Иларион отметил, что такие документы свидетельствуют  о том, «как святые работали над собой», в то время как обычные люди часто «настолько духовно слепы, что просто не видят своих недостатков»: «Неправильно думать, что у святых недостатков не было, но они с ними боролись».

Архипастырь также ответил на вопрос о том, почему действия некоторых святых, особенно юродивых, не поддаются объяснению с точки зрения обыденной логики, рассказал о различии путей, ведущих христиан к святости и объяснил, чем молитва к Богу отличается от молитвенного обращения к святым.

«Я думаю, что молиться можно и одному Господу Богу, хотя православный христианин молится и Божьей Матери и святым. Это просто совершенно разные виды молитвы. Наше взаимоотношение с Богом – это особые, личные взаимоотношения. Мы молимся Богу не потому, что чего-то от Него хотим, а потому, что христианин не может не общаться с Богом… К Богу можно обращаться с любыми вопросами, но прежде всего, нам нужен сам Бог. Нам нужно Его присутствие в нашей жизни. Нам нужно общение с Ним. Нам нужно, чтобы Он слышал то, что мы Ему говорим, а мы слышали то, что Он нам отвечает. Вот в этом суть молитвы», – пояснил архипастырь.

«Святость – это призвание каждого христианина…Мы для того стали христианами, чтобы стремиться к святости. Насколько далеко мы пойдем по этому пути, зависит от нас, зависит от благодати Божией и от обстоятельств нашей жизни. Но мы должны идти вперед, не оглядываясь. Если мы оступились, мы должны снова встать. Если согрешили – покаяться и идти дальше. Только таким путем можно достичь святости», – завершил разговор митрополит Волоколамский Иларион.

Служба коммуникации ОВЦС