Print This Post

3 февраля 2010 года в Москве состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с сотрудниками Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Архипастыря приветствовал заместитель генерального директора корпорации В.В.Ратников.

В рамках встречи прозвучали произведения митрополита Илариона «Во Царствии Твоем», «Слава в вышних Богу», «Хвалите имя Господне» в исполнении Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России А.А.Пузакова.

Председатель ОВЦС выступил перед собравшимися  с лекцией, посвященной вопросам взаимоотношений религии и науки и роли религии в жизни человечества.

«Почти все хорошо помнят то время, когда нас учили, что религия и наука – это совершенно разные вещи,  — сказал митрополит Иларион. —  Нас учили, что наука связана с прогрессом и служит делу развития человечества, а религия – это какой-то мостик для слабых людей, у которых что-то в жизни не сложилось и которые не смогли себя реализовать и  находят утешение в религии». Хотя сегодня  искусственное противопоставление религии и науки стали достоянием прошлого, определенные предрассудки в сфере взаимоотношения религиозного опыта и научного знания  сохраняются в общественном сознании и сегодня, отметил он.

«Когда мы говорим о религии и науке, мы говорим о совершенно разных вещах», — напомнил Владыка Иларион и призвал собравшихся поразмышлять о том, какое место в жизни человека занимает религия.

«Если мы посмотрим на историю, то увидим, что религия всегда играла центральную и решающую роль в жизни человечества. Когда мы читаем историю Ветхого Завета, мы видим, что вся жизнь избранного народа была построена на религиозном опыте. Для израильского народа Бог не был каким-то абстрактным и далёким началом —  Он принимал живое и непосредственное участие в жизни народа, — подчеркнул митрополит Иларион. — Когда мы говорим о христианской вере, то видим, что Бог – это тоже не какое-то абстрактное и далёкое начало. Сейчас есть очень много людей, которые признают: «Да, есть какой-то Высший Разум; я признаю, что есть какое-то высшее Нравственное Начало». Но Тот Бог, Который открывается в опыте христианина, это Бог личный,  с Которым можно общаться, к Которому можно обращаться и получать от Него ответ. В этой личной встрече человека и Бога заключается суть религиозного опыта. Именно поэтому противопоставление религии и науки является совершенно искусственным, потому что речь идёт о разных феноменах, о явлениях совершенно различного порядка. В религии человек соприкасается с Богом. И поэтому этот опыт очень трудно описать словами, его очень трудно передать».

Отметив, что люди становятся верующими по разным причинам — кто-то родился в верующей семье, кто-то приходит к вере вопреки атеистическому воспитанию в семье, в школе или в институте, и в последние два десятилетия число таких людей исчисляется миллионами, — Владыка Иларион подчеркнул, что феномен религиозной веры не поддаётся рациональному анализу: «Почему один, придя в храм, ничего не чувствует? Он входит, он видит, что происходит в храме, он видит богослужение, обоняет кадильный дым, но в его душе ничего не происходит. А другой человек заходит в храм, может быть, совершенно неподготовленный, и вдруг он начинает чувствовать некое присутствие, присутствие чего-то или Кого-то, о Ком он пока ещё ничего не знает, но Кого он уже начинает ощущать сердцем. Религиозный опыт – это опыт, который происходит, прежде всего, на уровне сердца. В этом опыте задействовано всё естество человека».

По мысли Владыки Илариона, встреча с Богом и общение с Ним происходит именно на уровне сердца, именно сердце является местом встречи между человеком и Богом, и, когда человек соприкасается с Богом, в его жизни совершается особое изменение, которое помогает ему преодолевать все житейские невзгоды и скорби — он обретает смысл жизни. «Нельзя сказать, что религиозные люди более счастливые, чем люди неверующие, нельзя сказать, что они более удачливые;нельзя сказать, что, став верующим человеком, можно научиться решать проблемы, решение которых оказывается не под силу человеку неверующему, — отметил митрополит Иларион. — Верующие и неверующие люди живут в одинаковых условиях, они встречаются с одинаковыми проблемами, они в равной степени подвержены скорбям, в равной степени могут испытывать боли, различные испытания. Но у человека верующего есть  внутренний стержень, который помогает ему идти по жизни с осознанием того, для чего он живет. Сегодня отсутствие смысла жизни является одной из характерных черт существования многих людей, в том числе молодых — есть много людей, у которых в жизни есть все, их судьба не обделила ничем, но которые при этом остаются глубоко несчастными людьми, потому что они не знают, для чего они живут. И религия дает человеку смысл жизни».

Этот смысл нелегко описать словами, и недостаточно сказать, как это принято в Церкви, что человек живет для спасения, потому что само понятие спасения требует расшифровки для современного человека, продолжил митрополит Иларион: «Недостаточно сказать, что надо жить для высшего идеала, что надо жить для будущих поколений, потому что каждый может спросить: «А почему я должен жить для каких-то высших идеалов? Почему я должен жертвовать собой ради каких-то будущих поколений или даже ради окружающих меня людей? Почему нельзя прожить жизнь так, чтобы, как говорится, взять от жизни все?» И вот религиозный опыт настраивает человека на ту высокую волну, которая помогает в каждый конкретный момент человеческой жизни осознавать, для чего и по какой конкретной причине происходит то или иное событие, помогает понять, какое решение надо принять в той или иной ситуации».

«Религиозная жизнь неразрывно связана с человеческой нравственностью, и когда мы соприкасаемся со священными книгами, такими, как Библия, мы видим, что знания о Боге в этой книге очень тесно переплетены с нравственными заповедями и одно неотделимо от другого, — сказал далее архипастырь. — Это происходит потому, что религиозный опыт дает человеку некий абсолютный нравственный критерий. Если Бога нет, говорит наш великий писатель Достоевский, то все позволено. Это очень справедливые слова. Потому что если Бога нет — значит нет абсолютной нравственной нормы, и следовательно, вся человеческая нравственность относительна и каждый человек может для самого себя установить те нравственные нормы, по которым он будет жить, и тогда получится, что то, что безнравственно для одного,  окажется вполне допустимым для другого; что будет недопустимым для третьего, окажется похвальным для четвертого».

В современном безбожном обществе существует единственный ограничитель человеческой свободы: это свобода других людей, и человек может жить и поступать по своему вкусу,  если только он не нарушает свободу других людей, подчеркнул председатель ОВЦС. «Само понятие греха отсутствует в современном либеральном лексиконе. Нет понятия «грех», есть понятие «преступление» — преступление, за которое человек несет наказание в соответствии с законом, — продолжил Владыка.  — Понятия греха не существует, потому что нравственность становится автономной, человек не ориентируется на какую-либо нравственную норму».

На протяжении веков именно религия давала человеку абсолютную нравственную норму, тот нравственный стержень, который помогал человечеству жить и развиваться, и когда  эта норма была утрачена обществом, в жизни человечества произошли очень серьезные перемены, сказал митрополит Иларион. «Я хотел бы подчеркнуть, что наш разговор о религии и ее роли в жизни человечества — это не богословский разговор, — отметил он. — Спор, который мы, религиозные люди, ведем с атеистами — это не спор о существовании Бога, это спор о качестве жизни человека и, в конечном итоге, это спор о судьбе человечества. Я приведу вам лишь один пример для того, чтобы подтвердить эту мысль. Сейчас все озабочены демографическим кризисом. Все обеспокоены тем, что население нашей страны уменьшается катастрофическими темпами. Такой же демографический кризис существует во многих других странах, в том числе и в самых высокоразвитых странах Запада. И вот вопрос: почему уменьшается население наших стран? Можно привести какие-то экономические или социальные причины и сказать, что оно уменьшается, потому что рождение детей сопряжено с определенными расходами и материальными трудностями. Но разве в древности люди жили более богато, разве у них были лучшие условия для рождения и воспитания детей? Наверное, речь должна идти совсем о другом — о том, что у людей, которые жили в прежние времена, был некий нравственный ориентир. В частности, одной из составляющих этого нравственного ориентира было представление о семье как о даре Божием и о детях как о благословении Божием. Когда мы читаем Библию, мы видим, что благословение Божие той или иной семье, семейной паре заключалось в том, что Господь давал ей большое потомство, а когда у человека не было детей, это воспринималось как наказание Божие. И когда люди создавали семью для того, чтобы дать жизнь детям, причем не одному или двум детям, а такому количеству, которое Господь пошлет — тогда человечество размножалось и развивалось. Когда же приоритеты изменились и  совершенно иная нравственная парадигма легла в основу человеческой жизни, на первом месте в жизни семейной пары оказалась не супружеская верность, не рождение и воспитание детей, а успех, карьера, деньги, и получилось так, что многодетные семьи стали редкостью, а народы, вставшие на путь секулярного взгляда на жизнь, начали терять свою численность. Это лишь один из примеров, свидетельствующих о том, что религия дает человечеству силы на жизнь. И там, где иссякает этот источник религиозного опыта, жизнь человека и целых народов подвергается угрозе».

Людям, которые работают в атомной отрасли, особенно важно ориентироваться на высокий нравственный идеал, подчеркнул председатель ОВЦС. «В руках современного человечества благодаря развитию науки оказалось страшное оружие, которое, если дать волю человеческим страстям и направить его на уничтожение, может уничтожить человечество не один, а десятки или сотни раз, — отметил Владыка Иларион. — Единственное, что может сдерживать человечество от уничтожения – это нравстенный критерий, а самая прочная основа человеческой нравственности – это религиозная основа. И это не просто утверждение верующего человека или служителя Церкви, это то, что доказано многими веками человеческого существования. Именно поэтому так важно для ученого быть открытым для религиозного опыта».

Верующие люди сегодня живут бок о бок с неверующими, и чем больше среди людей будет верующих, тем лучше будет становиться жизнь общества, сказал митрополит Иларион, добавив, что вера и религия никогда не учит человека злу – религия всегда учит добру. «Религиозный опыт – это абсолютно необходимая составляющая в жизни человека и в жизни человечества, — сказал в заключение председатель ОВЦС. — Когда говорят, что Церковь существует для того, чтобы удовлетворять религиозные потребности людей, то это только часть правды. А другая, может быть, более важная часть правды заключается в том, что Церковь существует для того, чтобы делать людей лучше, помогать им, преображать их жизнь. А когда преображается жизнь одного человека, то неизбежно преображается и жизнь окружающих его людей».

По окончании выступления Владыка Иларион ответил на многочисленные вопросы участников встречи.

Служба коммуникации ОВЦС