В столице Беларуси прошел круглый стол «Социальные нормы и социальная этика в Восточной Европе»
23 января 2010 года в Минске в Институте правоведения прошел круглый стол «Социальные нормы и социальная этика в Восточной Европе». Организаторами мероприятия выступили Европейский гуманитарный университет (Литва), журнал «Перекрестки», центр «Экумена» и фонд К.Аденауэра. В дискуссии приняли участие ученые и общественные деятели из Австрии, Беларуси, Литвы, Молдовы, России. От Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на заседании круглого стола выступил заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых). Белорусский Экзархат представлял А.И.Алешко, референт митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
На обсуждение участников семинара были вынесены следующие темы: «Источники социальной этики. Трансформация структуры социальной этики в Восточной Европе. Этическая мысль Восточной Европы в ХХI веке»; «Взаимодействие норм социальной этики и иных нормативных систем. Правовая культура и социальная этика. Взаимоотношения индивидуальной и социальной этики. Использование социального капитала в Восточной Европе. Доверие в обществах Восточной Европы»; «Воздействие социальной этики на сферу общественных коммуникаций. Связь социальной этики и политики СМИ. Этика хозяйственной деятельности в Восточной Европе. Этические вопросы политического процесса. Особенности становления гражданского общества в Восточной Европе. Проблемы декриминализации обществ Восточной Европы».
Игумен Филипп подчеркнул в своем выступлении, что на протяжении веков Европа существовала как единая цивилизация. «Цивилизационное единство на европейском континенте всегда обеспечивалось распространением здесь общей системы ценностей. Конфликты же разгорались скорее вокруг интерпретаций и реализации этих ценностей под влиянием национальных особенностей и исторических обстоятельств», – напомнил он.
На смену господству христианства в качестве объединяющей системы ценностей, по мнению священнослужителя, в Европе пришел новый проект общественного устройства, который получил название «проект модерна»: «Его главными характеристиками стали принцип рациональности в познании мира и уверенность в возможности конструировать социально-политические процессы и институты. С точки зрения модерна религиозные группы начали рассматриваться как институты традиционного общества, которые сдерживают прогрессивные изменения. Поэтому секуляризация политической и общественной жизни виделась как необходимая мера по устранению воздействия религиозных организаций на общество и индивида».
Как отметил представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сегодня необходимо исправить этот «родовой» изъян модерна в отношении к религии. «Пройдя через систематические гонения на веру, страны Восточной Европы имеют бóльшие преимущества и свежесть взгляда для нахождения решения общеевропейской проблемы: выработки такой социальной модели, которая бы сохраняла достижения проекта модерна в других сферах социальной жизни и одновременно предоставляла религии полноценно участвовать в ней», – отметил священнослужитель.
Служба коммуникации ОВЦС