Print This Post

26_12В передаче «Церковь и мир», вышедшей в эфир телеканала «Вести» 2 января 2010 года, председатель Отдела внешних церковных связей Московоского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион коснулся темы биоэтики.

Архипастырь вновь привлек внимание телезрителей к принятому Юбилейным Архиерейским Собором  документу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, изложена церковная позиция по стоящим перед современным обществом вопросам биоэтики.

Владыка подчеркнул, что фундаментальным принципом отношения Церкви к человеческой жизни и к смерти является представление о том, что жизнь – это Божий дар.

Архиепископ Иларион также отметил, что вопросах планирования семьи, равно как и в других, «касающихся человеческой жизни и нравственности, исходить нужно из веры в промысел Божий, из покорности ему». Если в семье рождается много детей, родители должны воспринимать это как благословение свыше. Если же пара бездетна, «значит, этот крест им дал Господь, и они должны или нести его, или усыновить чужого ребенка».

«Если, не имея собственных чад, человек берет на воспитание детей-сирот, брошенных родителями,он исполняет заповедь о любви к ближнему. Это та модель поведения, на которую должен ориентироваться православный человек», – пояснил иерарх.

Отвечая на вопрос о допустимости экстракорпорального оплодотворения, председатель ОВЦС отметил, что Церковь не входит в детали методов лечения бесплодия во всех подробностях, оставляя окончательное решение этого вопроса на совести супругов, но в то же время настаивает на том, что «ребенок должен быть плодом брачного союза  мужчины и женщины».

Обратившись к другим биоэтическим проблемам, среди которых – вопросы искусственного поддержания жизни и донорства органов, Владыка Иларион выразил поддержку практике, существующей в Греции, где даже церковные иерархи оставляют «завещания относительно того, что делать с их телами, если они впадут в кому или окажутся на грани вегетативного существования».

«Православная Церковь не считает, что задачей медицины или родственников является поддержание жизни во что бы то ни стало, даже если человек находится в вегетативном состоянии. Хозяином жизни и смерти человека является Бог», – засвидетельствовал архиепископ Иларион. Отметив, что искусственное поддержание жизни само по себе не является чем-то безусловно положительным с точки зрения Православной Церкви, архипастырь выразил согласие с тем, что это помогает удерживать человека в пограничном состоянии между жизнью и смертью до тех пор, пока остается надежда, что он придет в сознание.

Служба коммуникации ОВЦС