«Только через откровение единства человеческой личности, подобной Христу, по-настоящему приходят в согласие вера и разум – неотъемлемые свойства человеческой природы», – говорится в выступлении руководителя Службы коммуникации ОВЦС священника Георгия Завершинского перед студентами и аспирантами ПСТГУ
Продолжая цикл публичных лекций на тему «Богословие диалога», доктор философии и кандидат технических наук, руководитель Службы коммуникации ОВЦС священник Георгий Завершинский 12 ноября 2009 года выступил в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете с лекцией о соотношении веры и разума, образующих единство человеческой личности.
В философии и богословии, как отметил отец Георгий, личностный подход к окружающему нас миру и его Творцу серьезно переориентировал интерес человека в сторону диалога и межличностных отношений. В постижении феномена человека научно-объективный метод как таковой не дает целостной картины, а скорее имеет дело с различными аспектами бытия человека как части естественного мира.
Научный метод, считает священник Георгий Завершинский, взятый в изоляции от мировоззрения человека, его духовных и нравственных начал, образующих личность, не отвечает полной картине бытия мира и человека в ее целостности. Можно, например, сравнивать людей между собой или проводить сравнение человека с животным, строить соответствующие модели и проверять гипотезы. Это поможет нам классифицировать людей и животных как различные объекты в мире объектов, но ничего не даст с точки зрения понимания и распознавания уникальности человека как человека или природы в ее отношении к человеку.
Метод диалога, о котором шла речь в лекции, представляет собой попытку взглянуть на мир и человека в их полноте и целостности. Метод диалога не противоречит объективному методу познания, но скорее восполняет его, указывая на то, что необходимо учитывать личностные и безличностные отношения, чтобы более ясно и глубоко представлять бытие мира и человека в их взаимосвязи.
После своей лекции отец Георгий ответил на вопросы различного характера, показав, что сегодня, как и в более ранние времена существования Церкви, существует потребность богословского осмысления философско-научных достижений современной мысли, особенно когда это касается области человеческих отношений и диалога разума и веры.