Print This Post

8 ноября 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион во время своего пребывания в городе Мценске в связи с передачей возвращенной Казанской иконы Божией Матери дал интервью пресс-службе Орловской и Ливенской епархии.

– Ваше Высокопреосвященство! Сегодня состоялось знаменательное для нашего региона событие – в город Мценск возвращена Казанская икона Божией Матери. События такого рода, связанные с православными святынями, широко освещаются в прессе и приковывают всеобщий интерес к церковной жизни, выводя ее с периферии общественной жизни к центру. Готова ли Русская Православная Церковь принять такой общественный вызов и занять то положение, от которого она отвыкла за 70 лет советских гонений? Проблема в том, что на Церковь возлагают часть вины за крушение Российской Империи, когда она, обладая огромным влиянием, не увидела или ничего не могла сделать для предотвращения грядущей трагедии.

–  Советский период закончился уже почти двадцать лет назад, и нам пора привыкнуть к тому, что сегодня Русская Православная Церковь занимает в жизни народа, в жизни страны то место, которого она заслуживает. Церковь играет огромную общественную роль, является огромной нравственной силой. Церковь является той силой, которая скрепляет между собой различные народы России, и более того — разные народы на постсоветском пространстве.

Церковь объединяет не только православных верующих – Церковь объединяет весь народ. Мы видели 4 ноября, в День народного единства, который одновременно является церковным праздником в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, как Святейший Патриарх шел от Казанского собора в сопровождении лидеров других религиозных общин– представителей ислама, иудаизма, буддизма, и сам по себе этот факт уже свидетельствует о том, что даже представители других религий сегодня готовы идти вместе с Церковью для того, чтобы делать жизнь лучше, для того, чтобы общество наше было сплоченным, чтобы народ наш был солидарным и чтобы люди жили лучше, чем они жили прежде.

– Сейчас Русская Православная Церковь участвует в масштабном государственном проекте по собиранию «Русского мира», являясь одной из важнейших объединяющих его сил. Какова, по Вашему мнению, может быть роль российской православной провинции в этом процессе?

– «Русский мир» – это понятие, которое включает в себя всех людей, кому дорога Россия, кому дорога история России; всех, кто говорит на русском языке, кто любит свою Родину, чьи корни в России, даже если они живут за ее пределами, в ближнем или дальнем зарубежье. «Русский мир» – это целая цивилизация, которая породила свою культуру, свой язык, свои национальные и исторические особенности.

Сегодня в консолидации «Русского мира» может участвовать всякий русский человек, вне зависимости от того, где он живет – в столице или в провинции, в России или за ее пределами, в ближнем или дальнем зарубежье. Для всех, кому дорога Россия, духовное наследие русского народа, сегодня есть возможность поучаствовать в построении «Русского мира», который является огромной цивилизацией, способной обогатить народы Европы.