Print This Post

12 сентября 2009 года в пресс-центре РИА «Новости» в рамках работы международного дискуссионного клуба «Валдай» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион рассказал представителям зарубежных средств массовой информации, научных и исследовательских центров о жизни Русской Православной Церкви в современных условиях и ответил на их вопросы.

С 2004 года проходят ежегодно проходят встречи участников клуба «Валдай» – ведущих специалистов по России – с руководителями государства, представителями исполнительной власти Российской Федерации, видными общественными деятелями, представителями бизнес-сообщества, главами регионов. В нынешнем году участники дискуссионного клуба из России, США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Италии, Швейцарии, Словакии, Венгрии, Польши, Турции, Японии, Китая, Индии, Ирана встречались, в частности, с Председателем Правительства России В.В.Путиным, министром энергетики С.И.Шматко, председателем правления концерна «Газпром» А.И.Миллером. Особый статус мероприятию придают ставшие уже традиционными ежегодные встречи участников с Президентом России. Так, 15 сентября российских и зарубежных экспертов, ученых и журналистов примет Д.А.Медведев.

В начале встречи с участниками дискуссионного клуба «Валдай» архиепископ Волоколамский Иларион рассказал о жизни и служении Русской Православной Церкви, подчеркнув, что для Церкви последние два десятилетия являются совершенно особым временем: «В советские годы она была гонимой Церковью; гонения происходили в разное время с разной интенсивностью, но вплоть до окончания советского режима она оставалась в социальном гетто. Самые жестокие гонения были в 20-е и 30-е годы, когда безбожная власть поставила своей целью полностью уничтожить Церковь. Абсолютное большинство духовенства было расстреляно или репрессировано, большинство храмов было закрыто, многие их них взорваны или перестроены под хозяйственные нужды. Были закрыты все монастыри и все Духовные учебные заведения Русской Церкви. Война изменила это положение: на оккупированных территориях немцы стали открывать храмы, в то же время правительство Советского Союза почувствовало необходимость поддержки Церкви для поднятия патриотического духа народа – и тогда гонения на Церковь немного ослабли. В послевоенный период, во второй половине 40-х годов – начале 50-х годов XX века, Церковь пользовалась относительной свободой. Потом, уже при Хрущеве, была новая волна антирелигиозных гонений. Притеснения продолжались до последних дней советского режима».

Некоторые изменения в положении Церкви стали заметны в 1988 году, когда отмечалось 1000-летие крещения Руси. Этот юбилей был задуман как церковное торжество, однако он вылился во всенародный праздник; так, если в городе проживало 60 тысяч человек, 40 тысяч из них тем или иным образом участвовали в праздновании. «Для всех, в том числе и для властей, стало понятно, что Церковь, несмотря на жесточайшие гонения, продолжала сохранять огромную роль в качестве нравственной и общественной силы, и конечно, эта роль в 1990-е годы и в начале XXI столетия только возросла», – отметил Владыка Иларион.

За прошедшие с того времени два десятилетия Русская Православная Церковь претерпела огромные количественные изменения: если в советское время в ней было около шести тысяч приходов и священников, то сегодня их около 30 тысяч, было 18 монастырей – сегодня более 800 монашеских обителей. «И все это происходит в то время, которое многие на Западе называют постхристианским, говоря, что священнических призваний больше нет, что молодежь в храмы не идет. А вот у нас открыто или воссоздано около восьмисот монастырей, и в каждом из них – молодые монахи и монахини. Действуют десятки Духовных учебных заведений», – свидетельствует архипастырь.

Председатель Отдела внешних церковных связей обратил внимание участников встречи на то, что Русская Православная Церковь является Церковью всего постсоветского пространства – это Церковь и Украины, и России, и Беларуси, и Молдовы, это крупнейшая на сегодня религиозная организация в Латвии, очень значимая конфессия в других балтийских странах, в Средней Азии. Кроме того, у Русской Церкви есть епархии и приходы по всему миру, на всех континентах; даже в Антарктиде стоит храм Московского Патриархата, и в нем регулярно совершаются богослужения.

«Русская Православная Церковь как всемирная, по сути, организация является очень мощным объединительным фактором. Вообще задача Церкви – объединять людей, и это влияние ощущается как на уровне отдельной семьи, так и на уровне государства, нации и даже на уровне группы государств, – сказал архиепископ Волоколамский Иларион. – Если говорить о роли Церкви в геополитическом плане, нужно отметить, что она связывает народы России, Украины, Беларуси, Молдовы. Церковь есть то, что поверх политических и культурных границ, а часто и вопреки политическим конфликтам объединяет людей, заставляя их ощущать себя единым и неразрывным целым. Мы это очень остро почувствовали, когда вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом посещали недавно Украину. Мы видели толпы людей: в Киеве 20 тысяч человек были на Патриаршем богослужении, в Почаеве – это на Западной Украине, в регионе, традиционно не рассматриваемом как сфера влияния Русской Церкви, – на богослужение собралось более 50 тысяч человек. Это было море людей. А те, кто протестовал против визита Патриарха, – то были представители одной политической партии, группа примерно из 150 человек, которая ездила за Патриархом и под флагами своей политической организации кричали: «Геть московского попа!». Совершенно очевидно, что для абсолютного большинства верующих Украины Патриарх Московский и всея Руси является тем духовный главой, которого они воспринимают Предстоятелем своей Церкви».

«Когда Патриарх обращается к людям в России, Украине, Беларуси, он очень часто пользуется словосочетанием “Святая Русь”, – напомнил председатель ОВЦС. – Это сочетание слов Патриарх использует не просто как некое напоминание об историческом прошлом, но употребляет данное понятие для обозначения того духовно-культурного пространства, которое представляет собой русская православная цивилизация. Это пространство охватывает и Россию, и Украину, и Беларусь, и Молдову, те народы и тех людей, которые свои духовные корни связывают с крещальной купелью великого князя Владимира».

Как отметил Владыка Иларион, сегодня Русская Православная Церковь и в России, и в Украине оказывает огромное влияние на общественную жизнь: «В отличие от тех стран Запада, где Церковь находится по сути дела в социальном гетто, где ей отведена роль преимущественно частного института, то есть института, существующего для удовлетворения религиозных потребностей граждан, здесь Церковь играет очень значимую общественную роль и очень широко присутствует на общественном поле. Это не противоречит положению об отделении Церкви от государства, которое декларировано в Конституции России и Основных Законах других стран бывшего Советского Союза. Русская Православная Церковь юридически, формально и политически отделена от государства, и это значит, что она не вмешивается в государственные дела, не поддерживает ту или иную политическую партию, не участвует в политической борьбе. Но существует очень широкая система взаимодействия между Церковью и государством по самым разным вопросам. Эту систему взаимодействия Патриарх Кирилл называет традиционным византийским термином “симфония”, что означает “согласие”. Именно в рамках этого взаимодействия происходят регулярные встречи между Патриархом и представителями гражданской власти, в рамках этого взаимодействия представители Церкви сегодня участвуют в телевизионных передачах, регулярно высказываются по общественно значимым вопросам».

Выступая перед участниками дискуссионного клуба, Владыка Иларион также подчеркнул большое влияние, которое Церковь оказывает на общественную нравственность, при этом отметив, что влияние это пока далеко еще не достаточное.

«К сожалению, мы не можем сказать, что за 20 лет, прошедших со времени падения советского режима, нравственность нашего народа претерпела какие-то радикальные изменения в лучшую сторону, – сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. – Мы не можем сказать, что значительно сократилось количество абортов, что значительно упал уровень преступности. И, к сожалению, я как церковный человек могу сказать, что здесь наши усилия еще недостаточны. Мы должны больше делать, чтобы влиять на нравственность людей, потому что Церковь существует не только лишь для удовлетворения религиозных потребностей, а прежде всего для того, чтобы делать людей лучше, а также чтобы помогать им в их семейной, общественной жизни. И естественно, что влияние Церкви должно непосредственно сказываться на общественной нравственности».

Архипастырь рассказал, что для очень многих людей в России, Украине и других странах постсоветского пространства Православие является пока не образом жизни, а только способом обозначить свою культурно-духовную идентичность. «Когда мы говорим, что среди населения России более 70 процентов православных, – это действительно так. Это люди, которые на вопрос о том, к какой вере они принадлежат, ответят: я православный. Но если этих же людей спросить, как часто они ходят в церковь, проценты будут уже другие. Если же поставить вопрос иначе: определяет ли православная вера ваш образ жизни, насколько она влияет на ваше поведение, насколько ваша семейная жизнь, ваша личная нравственность базируется на христианских православных ценностях, – доля ответивших положительно будет еще меньше», – отметил Владыка Иларион. В связи с этим он напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что сейчас наступает новый период в жизни Церкви, когда следует сосредоточить внимание не столько на реставрации храмов и восстановлении церковных стен, сколько на тех людях, которые приходят в эти стены, и тех, кто еще не пришел в Церковь.

В продолжение встречи в рамках дискуссионного клуба «Валдай» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы присутствовавших. По просьбе представителей экспертного сообщества он затронул темы церковно-государственных отношений, демографического кризиса, воссоединения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, перспектив открытия православной богословской школы на острове Халки, о взаимоотношениях со старообрядцами, диалоге с представителями ислама, высказал свою позицию по вопросам интерпретации некоторых широко обсуждаемых исторических событий.

Служба коммуникации ОВЦС